Слово епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея перед началом Великого поста
Дорогие отцы, братья и сестры!
Позади подготовительные недели, и ныне мы вступаем на поприще Великого поста — «мати целомудрия, обличителя грехов, проповедника покаяния, жительства ангелов и спасения человеков» (Стихира первой седмицы Великого поста). По мысли святителя Феофана Затворника, пост — «это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни».
Какой пост «благоугоден Господеви»? Та же стихира понедельника первой седмицы так отвечает на этот вопрос: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». «Злых отчуждение» означает отчуждение от своей души всякого зла — ярости, невоздержанности языка, лжи, клеветы и губительных страстей. Нам должно не только поститься телесно, но, по мысли святителя Иоанна Златоуста, «исследовать свою совесть, испытывать помыслы и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя».
На богослужении подготовительных недель мы уже слышали песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!». Эти слова раскрывают нам глубокий покаянный смысл Великого поста, открывающий нам путь к чистоте и святости. На всем протяжении Святой Четыредесятницы будем держать в памяти и призыв из кондака Покаянного канона Андрея Критского: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».
Что такое покаяние? Преподобный Иоанн Лествичник так раскрывает содержание и значение покаяния: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть обещание Богу нового жития. Покаяние есть примирение с Господом посредством добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести». Иными словами, покаяние — это решительный отказ от греховных привычек и страстей, полная перемена своего образа мыслей, настроения и поведения, всей своей жизни.
Не случайно Великому посту предшествует Прощеное воскресенье. Простить обиду, заместить ее любовью и молитвой — это первый решительный шаг к покаянию, к перемене ума, к стяжанию любви и возрождающей благодати Божией.
Может быть, некоторым бывает трудно по состоянию здоровья соблюдать пост телесный в полной мере, но ничто нам не мешает стремиться к смирению и покаянию, к усиленной молитве и милостыне, заботе о нуждающемся ближнем, через которого мы наглядно выражаем свои веру, надежду и любовь.
Каким бы сложным нам ни казалось поприще поста, приступая к нему, будем помнить слова апостола Павла: Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп. 4, 13), просить в молитве помощи Божией в прохождении поста и словами святителя Николая Сербского воскликнем: «Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной».
Желаю вам духовно потрудиться в благословенное время поста, с решимостью пройти это время духовной брани, чтобы в чистоте сердца встретить Святое Воскресение Христово! Аминь!
Епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей
26 февраля 2023 г.