Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя
02 мая 2024 г.
2 мая 2024 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим праздником — с Великим Четвергом. Действительно, этот день приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, хотя в календаре так не называется. Ведь в основе двунадесятых праздников лежат важные евангельские события; это в их честь устанавливаются соответствующие праздничные дни, чтобы, вспоминая об этих событиях, мы могли проникнуться их спасительным смыслом. А Великий Четверг формально не принадлежит к двунадесятым праздникам, но по своему значению, по всей вероятности, их превосходит. Потому что этот день установлен в честь величайшего события в человеческой истории. Накануне Своих страданий Господь совершает великое чудо: Он обеспечивает все последующие поколения людей возможностью быть соучастниками и сопричастниками Его спасительных страданий, смерти и Воскресения, которые изменили ход человеческой истории. И не только истории, но и метаистории — того, что превышает всякую человеческую историю и уходит в вечность. Мы обрели возможность приобщаться Его страданиям, Его смерти, Его Воскресению через вкушение хлеба и вина, которые в таинстве Святой Евхаристии претворяются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа и Спасителя. Это великое и спасительное таинство действительно помогает людям войти в общение с Творцом, и ничто не сокрушит наше духовное состояние и радость переживания сегодняшнего дня. Через вкушение Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся вечности — мы вместе с Ним в этой жизни и, надеемся, в жизни будущего века.
Святые отцы, особенно Симеон Новый Богослов, много говорили о том, что Евхаристия есть таинство Церкви, и это действительно так. Через это таинство, через покаяние и причащение Тела и Крови Христовой мы, простые грешные люди, и образуем Его Тело, Его Церковь. А без Евхаристии нет Церкви, без Евхаристии нет спасения, и это явлено нам через великое чудо совершения первой Евхаристии на Тайной Вечере Господом и Спасителем. И покуда это чудо совершается, Господь с нами. Он оживотворяет Свою Церковь, Он дарует ей великие силы поднимать человека от праха неведения и греховности, возрождать к жизни будущего века, преображая и жизнь века нынешнего. Таинство Святой Евхаристии, таинство Церкви — это то, что открывает нам врата вечного Небесного Божиего Царства.
Всех вас сердечно поздравляю с этим праздничным днем. Я всегда призывал и сейчас призываю всех обязательно причащаться в этот день. Ни в коем случае нельзя говорить: я причастился вчера или позавчера, поэтому сегодня не пойду, — в Великий Четверг все должны причащаться! Мы должны являть себя как евхаристическая община, продолжающая делание той общины, которую созидали и образовывали святые апостолы — те, кто причастился через вкушение хлеба и вина истинного Тела и Крови Спасителя на Тайной вечере. И да помогает нам Господь хранить в нашей памяти, в нашем сознании, в глубине наших сердец понимание того, сколь важна для дела нашего спасения Святая Евхаристия. Нет ничего более важного, чем приобщение Божественной природе Господа и Его человеческой природе, когда через покаяние мы приступаем к Телу и Крови Христовой. Действительно, что может быть более возвышенно и более значимо для человеческой жизни, как не это Святое Таинство?
Иногда люди, стремясь тщательно готовиться к принятию Тела и Крови Христовой, говорят: часто причащаться не могу, надо серьезно подготовиться. Как я уже неоднократно говорил, это самое сильное диавольское искушение, которое только действует на людей. Диаволу удается, воздействуя на наше благочестие, убедить нас в том, что нам не надо причащаться, мол, мы недостаточно готовы. А можем ли мы вообще быть достаточно подготовлены, чтобы причащаться Тела и Крови Господней? Конечно же, нет! Что самое главное надлежит сделать и каковым является непременное условие причащения, прикосновения к Телу и Крови Христовой? Это покаяние в наших грехах! И каяться надо, конечно, не только на исповеди. Мы призваны к покаянию каждый день. Как важно, когда завершается день, проанализировать все, что в этот день было, и пред иконой, вернее, пред самим Господом покаяться в том, что мы сделали, — что называется, по горячим следам. Потому что мы часто забываем наши грехи, но уж в конце дня точно можем обо всем вспомнить. И если у нас будет навык ежедневного принесения покаяния Господу, то более значимым, более для нас убедительным и более спасительным станет прохождение таинства Исповеди, и, конечно, более радостным — причащение Тела и Крови Спасителя.
Еще раз поздравляю вас, мои дорогие, с великим праздником, равным двунадесятым праздникам, — с праздником установления спасительного таинства Тела и Крови Христовой! Всем нам желаю быть ближе ко Господу, а самую что ни есть настоящую близость и дарует нам причащение Святых Христовых Таин. Аминь.