Песня Ветхого Завета
22 января 2024 г.
Автор книги «Песня о Песнь Песней» архимандрит Рафаил (Карелин) в предисловии говорит о том, что эта книга принадлежит молчанию и безмолвию, но он решил все же «прикоснуться» к тайне повествования, подчеркивая, что Книга Песнь Песней Соломона — одна из самых загадочных книг Библии.
Об авторе
Архимандрит Рафаил (Карелин) родился 28 декабря 1931 года в Тбилиси, священнослужитель Грузинской Православной Церкви, духовный писатель, публицист. Окончил филологический факультет Тбилисского университета. В 1954 году он принял монашество, был рукоположен в иеродиакона и затем в иеромонаха. Вскоре после рукоположения служил в храме святого великомученика Георгия Победоносца в с. Илори близ г. Очамчиры в Абхазии. Позднее служил в Преображенской кладбищенской церкви в пригороде Сухуми. С 1975 года преподавал в Мцхетской духовной семинарии церковнославянский язык и временно исполнял обязанности инспектора. В 1980-х годах отец Рафаил посещал святые места в России, особенно часто Псково-Печерский монастырь. С 1975 по 1995 год он преподавал в Тбилисской духовной семинарии, а затем в Духовной академии церковнославянский язык, аскетику, основное богословие и историю религий.
С 1995 года из-за болезни глаз отец Рафаил вынужден был оставить служение, как в академии, так и в храме. С 1990 года начал литературную деятельность, которую продолжает по сегодняшний день.
Иносказательная Песня
Труд архимандрита Рафаила (Карелина) раскрывает перед читателями непростую книгу Ветхого Завета — Песнь Песней. Автор отмечает, что его толкование — это не экзегеза, а лишь восприятие и переживание.
После предисловия в книге напечатан сам библейский текст, который включает в себя всего восемь глав, в каждой из которых по 15 стихов.
После текста Священного Писания идет авторское толкование —«Размышление над Песнь Песней». Архимандрит Рафаил возвышенно пишет об объекте своего исследования: «Песнь Песней — это сад, где цветут и благоухают дивные цветы; но этот сад заперт и запечатан. Войти в него может только тот, кто вошел в глубины своего сердца. Только в Иисусовой молитве начинают звучать струны сердца в унисон с Песнь Песней. Только через молитву невидимое становится видимым, а сокровенное — близким и родным для души»,?— пишет архимандрит Рафаил.
Интересны рассуждения отца Рафаила о молитве, когда он объясняет смысл девятого стиха седьмой главы и запах от ноздрей твоих, как от яблоков (Песн. 7, 9): «Дыхание души — это молитва. Душа молитвенника благоухает, как яблочный сад весной. Молитва во имя Иисуса Христа, которая сочеталась с биением сердца и дыханием уст, становится духовным благоуханием. Плоть, очищенная от гнили страстей и освященная, источает аромат. Запах яблок — запах чистоты и целомудрия, который прекраснее всякого благовония. Еще здесь можно сказать, что когда Иисусова молитва соединена с дыханием, то само дыхание становится подобным аромату цветника». Также отметим, что текст Апокалипсиса перекликается с Песнь Песней: И Дух и невеста говорят: прииде! (Откр. 22, 17) и Господь отвечает: Ей, гряду скоро! Аминь! (Откр. 22, 20).
Таким образом, автор считает Песнь Песней внутренним апокалипсисом человеческой души, который потрясает устремлением в вечность.
Символические образы
Третий стих седьмой главы повествует о телесном животе, он воспевается и сравнивается с круглой чашей, в которой не истощается ароматное вино (Песн. 7, 3). Отец Рафаил поясняет: «Круглая форма чаши означает впалость живота, худобу, то есть воздержание и пост. Живот у людей, не воздержанных в пище, похож на выгнутую чашу». И здесь же архимандрит Рафаил отмечает: «Чревоугодие не только безобразит тело, но угашает дух; оно делает ум тяжелым, тупым и как бы погруженным в дремоту».
В Песнь Песней много видимых природных образов: виноградники, мандрагора, сок гранатовых яблок — все они символизируют невидимую душу и взаимоотношения души с Богом. Автор книги о библейской Песне подробно описывает каждый образ: сок гранатовых яблок символизирует страдания на пути к Богу, мандрагоровый корень — земную жизнь человека и подземелья души, виноградник — внутренний мир души и символ Церкви.
Также на символическом образе цветения яблони в весеннее время архимандрит Рафаил раскрывает праздник Рождества Христова: «Рождество Христа знаменует собой весну мира. В вифлеемской пещере начался расцвет земли после духовной зимы — времени грехопадения Адама, когда наши праотцы, потеряв одеяние света, были облачены в шкуры животных и изгнаны из Эдема. Мир пал у древа познания добра и зла и восстал у древа жизни, которое дало первые побеги в Вифлееме и раскрыло свои ветви на Голгофе».
Итак, Песнь Песней пронизана аллегориями и иносказаниями. Также она слишком эмоциональна, если воспринимать ее буквально. Скорее, нужно попытаться понять символический смысл, перейти от эмоций к душе. Анализируя библейские строки, отец Рафаил рассуждает о том, что любовь Бога к человеку не имеет границ, а также о том, что всякая душа жаждет Бога, ждет единения и богообщения (и как здесь не вспомнить известное высказывание Тертуллиана, что душа по природе своей христианка). Библейская Книга Песнь Песней повествует нам о том, что человек и есть тайна Божией любви.
Наталья САХАРОВА
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 1 (12), январь 2024 г.