Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Свет Воскресения — знак высшей Божией любви к нам

02 июня 2024 г.

«Все начинается с ожидания. Молитвенного ожидания чуда. […] А затем из алтаря до благоговейно притихшей перед лицом наступающего чуда вселенной доносится пение. Напев поначалу звучит очень тихо, потом все яснее и настойчивей: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". И вот уже мягко и торжественно отверзаются царские врата, из полутьмы алтаря выступает мерцающий свет свечей и выплывает клубящийся туман кадильного дыма: начинается крестный ход — путешествие навстречу пасхальной радости».

С этих трогательных и волнующих строк начинается сборник-антология святоотеческих проповедей «Пасха — Воскресение Христово» из серии «Святые отцы. Богословие церковных праздников».

Автором-составителем этого сборника, как и всей серии, является Петр Юрьевич Малков — кандидат богословия, член Синодальной библейско-богословской комиссии, патролог, заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия включает в себя гомилии — слова и проповеди на двунадесятые праздники, принадлежащие святым отцам разных традиций и эпох — византийским, латинским и русским. Среди них — святители Иоанн Златоуст, Лев Великий, Григорий Богослов, Кирилл Туровский, Лука (Войно-Ясенецкий), праведный Иоанн Кронштадтский.

Каждый сборник открывает вводная статья П.?Ю.?Малкова, в которой он раскрывает «богословские и нравственные особенности святоотеческого учения о праздниках», приводит сведения из биографий святых отцов и дает краткий исторический экскурс.

В сборнике, посвященном Пасхе, во вводной статье автор-составитель останавливается на следующих вопросах: христианская Пасха — ее связь с событиями священной истории Ветхого Завета; святые отцы о величии Пасхи; Ветхий и Новый Завет: от Пасхи к Пасхе; Боговоплощение как начало Спасения и путь к Пасхе — в святоотеческом учении; Пасха Христова — духовное воскресение христианина. В понятной и доступной форме, опираясь на святоотеческие труды, Петр Юрьевич раскрывает порой сложные для понимания догматические вопросы. В каждом его слове чувствуется любовь к Воскресшему Спасителю и та самая пасхальная радость, о которой ликуют святые отцы Церкви.

Но все это лишь подготовка к главному — к пониманию святоотеческой духовной мудрости, собранной в этом издании. Последуем призыву святителя Игнатия (Брянчанинова), который писал: «Пройдем к Богу по стезе узкой послушания Церкви и святым отцам». Ныне благодаря собранным в этой книге словам и проповедям у нас, христиан XXI века, есть замечательная возможность сверить свои переживания праздника Пасхи с многовековым опытом Церкви.

В аннотации к серии справедливо замечено, что «хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это настоящее живое богословие, обращенное к каждому из нас». Обратимся же к фрагментам слов и проповедей святых отцов, посвященных Светлому Христову Воскресению, и разделим вместе с ними великую пасхальную радость.

Святитель Епифаний Кипрский (ок. 310–403): «Ныне прекращен плач смертных и воссиял свет Воскресения — знак высшей Божией любви к нам. Ныне смерть, которой должен был подвергнуться человек, Христос разрушил Своей смертью, представив в цену искупления: за душу — душу Свою, за тело — Тело Свое, за человека — Человека, за смерть — смерть. Какой праведник когда-либо умирал добровольно за неправедных, или отец за сына, или сын за отца? Но Господь сделал это за нас. Он не только создал нас во Адаме, но еще возродил духом в Своем страдании».

Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340–397): «Молю же и я вас, братие, да празднуете Пасху достойно ее значения, совершая сообразное прехождение: грешники да празднуют Пасху, преходя от греховной жизни к добродетельной; мнящиися же быти праведники совершенни (см.: Флп.? 3, 15) да празднуют ее, преходя от праведности своей к большей праведности, от совершенства к совершенству,?— так чтобы никто из вас не оставался без прехождения на лучшее и от лучшего еще и еще к лучшему…».

Святитель Прокл Константинопольский (ок. 390–446): «Неизреченно к нам Христово человеколюбие и обогатило многими дарами Его Церковь. Великий в совете и сильный в делах (Иер. 32, 19) искупил нас от клятвы закона (Гал. 3, 13), избавил природу от древнего рукописания. Восторжест­вовал на древе над тем, кто запял через древо. Притупил жало страшной смерти. Обветшавших от греха обновил не огнем, а водой. Показал вратами Воскресения тридневный гроб. Отчужденных жительства Израильского согражданами святых и домочадцами показал. С чуждыми заветов обетования вступил в теснейшее общение посредством небесных таинств. Не имеющим надежды залог спасения — Духа даровал. Безбожных в мире (ср.: Еф. 2, 12) соделал храмами Троицы. Бывших некогда далече, не местом, но нравом, не расстоянием, но волею, не страною (местом), но богопочитанием, вблизи сотворил, через спасительный Крест убивающих обнял, поистине по слову пророка: Кто слыша сицевое, и кто виде сице? (Ис. 66, 8)».

Преподобный Симеон Новый Богослов (ок. 949–1022): «Пришла Пасха, радостный день Воскресения Христова, вина всякого радования, посещающая нас однажды в год, а для тех, которые понимают таинство Воскресения, бывающая каждодневно и даже непрерывно,?— пришла и исполнила сердца наши всяким веселием и неизъяснимым утешением не тем только, что прекратила труд всечестного поста, но паче тем, что явила души наши усовершившимися тем трудом, и призвала всех верных к упокоению и благодарению…».

Святитель Кирилл Туровский (1130–1182): «А мы, братие, видев Воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: "Ты Бог наш, и кроме Тебя иного не знаем. Человече видимый и Боже разумеваемый!" Вся земля да поклонится и да поет Тебе: "Помилуй нас, Господи, верующих в Тебя! Тебе молимся и умиляемся. Очисти грехи наши, отпусти долги душам нашим, славящим Тебя! Ныне Тебе, за нас пострадавшему и смерть принявшему, раболепно служим. Вчера с разбойником мы сраспинались Тебе, а ныне совоскресли с Тобою! Вчера с Лонгином взывали: 'Воистину Сын Божий еси Ты!' А ныне со ангелами говорим: 'Воистину Христос воскресе!' Вчера с Никодимом со креста снимали Тебя, ныне с Магдалиною видим Тебя воскресшего. Вчера с Иосифом полагали Тебя во гроб, ныне же, подобно Марии, слышим от Тебя радостные слова: Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28,?10). И вот ныне, как в Галилею, собравшись в сию святую церковь, мы веселимся и говорим: 'Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь'. Яко твое есть Царство, Христе, и слава, со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков"».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (1877–1961): «Что может лучше убедить людей в этом изумительном чуде — Воскресении Господа Иисуса Христа,?— как не смерть Его? Неужели кто-нибудь смеет думать, что Святейший святых, Величайший Чудотворец и Учитель, Какого никогда не видел мир, стоявший неизмеримо выше прочих учителей, в Котором, по словам апостола, не было никакого греха (1 Пет.?2, 22),?— Сын Божий мог быть навеки поглощен темной смертью? Если бы Он не воскрес, то в душах наших умерла бы вера в святую любовь и вечную правду».

Святитель Филарет Московский (1782–1867): «Радость же о Воскресении Господа нашего да введет во всех нас и силу Воскресения Его живоносную и спасительную. Ибо радость Господня, сия есть сила наша (Неем. 8, 10)».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Людмила ДОРОНИНА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 5 (16), май 2024 г.