Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Церковь — не стены и крыша, но вера и жизнь…

29 июня 2024 г.

Среди двунадесятых праздников есть один, который не похож на другие по необычному богослужебному уставу, по удивительным и долгим коленопреклоненным молитвам, даже по особому убранству храмов и домов — все украшено ветвями березок, благоухает травой и цветами — это праздник Святой Троицы, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Господня. В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь вспоминает сошествие Святого Духа в виде огненных языков на находящихся в иерусалимской горнице апостолов.

Рассказывая о сути праздника Троицы, кандидат богословия, член Синодальной библейско-богословской комиссии, патролог Петр Малков пишет: «До этого люди лишь слышали о Духе — Его обещал им послать по Своем Вознесении Христос. Теперь же обещание Спасителя оказалось выполнено. Раньше человек видел Духа только издали и вне себя: в образе голубя в момент Крещения Христа на Иордане. Ныне же люди с Духом соединились. […] Святой Дух сошел на апостолов еще и ради дарования христианам полноты боговедения. Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы,?— Податель знания о Боге, являющий людям тайны бытия их Создателя. Как раз благодаря Ему человек оказывается способен надлежащим образом познавать Творца, ибо пребывающий в каждом христианине Святой Дух учит его этому, подавая истинное богопознание. Итак, в день новозаветной Пятидесятницы человеческий род вступил в таинственное соединение со своим Творцом. […] Так Бог поселился в человеке, сделал его Своей обителью».

Кроме того, дар Святого Духа стал еще и основанием для единства верующих и той полноты совместной жизни в Боге всех христиан, что именуется Православной Церковью. Поэтому день Святой Троицы мы почитаем как день рождения Святой Соборной и Апостольской Православной Вселенской Церкви.

 

Что есть Церковь Христова?

Святитель Тихон Задонский (1724–1783) пишет, что «Церковь — собрание верных, живущих по всему миру, право и истинно верующих в Бога и Христа, Сына Божия, просвещаемых проповедью слова Божия, приемлющих, как должно, Святые Таины. Греческое слово "экклесия" — церковь, знаменует "вызвание", потому что верные, находящиеся в Церкви, "вызваны" из области сатаны в Царство Христово, от тьмы в Его чудный свет, как учит апостол: вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9)».

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) особенно подчеркивает, что «есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее». Это та самая «Церковь, которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве Тела Христова», как писал еще на рубеже IV–V веков святой блаженный Августин, епископ Иппонийский (354–430).

О единстве Церкви упомянутый выше святитель Тихон Задонский писал: «Святая Церковь "едина", поскольку Один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, Которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви — Иисус Христос. Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3,?11). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Таины, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого — Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни будущего века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4,?4–6). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество».

На преемственность как существенную черту Церкви указывает священномученик Ириней Лионский (ок. 130–202): «Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, то есть тем, которые имеют преемство свое от апостолов и которые вместе с преемством епископства по благоволению Отца приняли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, то есть у тех, у кого находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здоровое, безукоризненное учение и неискаженное, неповрежденное слово. Они-то и хранят нашу веру во Единого Бога, все сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблуждения излагают нам Писания».

 

Значение Церкви

О значении Церкви для православных глубоко, с благоговением и любовью пишет преподобный Ефрем Сирин (ок. 306–373): «Ничто не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение утружденных». Поэтому святитель Иоанн Златоуст (347–407) призывает каждого верующего: «Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда — Церковь, твое убежище — Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет».

И поскольку «в Святой Церкви — все от Господа Иисуса Христа со Святым Духом по благоволению Отца через святых апостолов», то, как пишет святитель Феофан Затворник (1815–1894), «все, содержимое ею, должно быть содержимо и исполняемо всеми, вступающими в нее и делающимися членами ее, по всем означенным пунктам или сторонам устроения Церкви». Решившему же «свершать свое спасение и начать жить по-христиански» святитель рекомендует «воспринять воцерковление, если не имел его, оживить, если имел и потерял, и затем хранить его всей душой и пребывать в нем. И жизнь его будет поддерживаться, созревать и восходить к совершенству в Господе Иисусе Христе. Это непреложные условия христианской жизни».

Итак, «желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Не слушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу»,— подчеркивает святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).

В своем «Катехизисе» святитель Филарет Московский (1762–1867) пишет, что «веровать в Церковь — значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней прибывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа». И сегодня мы, празднуя праздник Пятидесятницы, соучаствуем в тех самых новозаветных событиях, мы соприсутствуем и сорадуемся с апостолами в Сионской горнице, являясь свидетелями рождения Церкви Христовой.

Людмила ДОРОНИНА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 6 (17), июнь 2024 г.