Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Любовь христианская любит до конца

09 августа 2024 г.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский — один из самых известных и почитаемых святых Русской Православной Церкви. Он оставил обширное духовное наследие, как писал он сам: «духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу», запечатленные им в дневниках, проповедях, словах, беседах и размышлениях.

 

В своих дневниках святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909) писал: «До меня пережили на свете миллионы людей, и большая часть испытали то же, что испытываю я, и передали бумаге свои опыты, как и я передаю той же бумаге мои внутренние, нравственные опыты. Я желаю, чтобы другие люди, которым удастся прочитать о моих опытах, верили им так же, как верю я сам».

На рубеже XIX–XX веков, опираясь на свой многолетний пастырский опыт, святой праведный Иоанн Кронштадтский составил «Поучительное слово жениху и невесте». Это не просто назидание и поучение, как должно устраивать семейную жизнь,— это дивный по своей красоте, глубине и гармонии гимн супружества, адресованный не только новобрачным, но и всем супругам, независимо от опыта семейной жизни.

Суть и цель христианского брака

«Честный женише и честная невесто! Вы приступаете к великой тайне, называемой браком: великой потому, что брачный союз мужа и жены изображает святейший союз Иисуса Христа с Церковью, т.е. с верующими в Него: как муж есть глава жены, так Христос есть глава Церкви (Еф. 5, 23); как жених и невеста в браке венчаются в плоть едину, так и Христос и Церковь Его — также едино тело: ибо истинно верующие в Него суть члены Его от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Такое важное значение таинства Брака налагает на обоих вас весьма важные обязанности, исполнять которые вы должны стараться всемерно. Сожитие ваше должно быть чисто и свято, как свят союз Господа с Церковью; должно быть разумно, любовно и мирно, и неразрывно. Сожитие ваше должно быть чисто и свято: ибо Сам Господь, в начале создавший человека, мужеский пол и женский, сочетавает мужа и жену в едину плоть для взаимной помощи в телесных и духовных нуждах и ради умножения рода человеческого. Цель высокая и святая: отныне вы делаетесь одушевленными орудиями Божественной благости и всемогущества: ибо через мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих его чад и наследников царствия Божия; и вы, если и вас Господь благословит ими, должны будете воспитать их в правилах православной веры и жизни христианской, служа для них прежде всего самим примером веры, благочестия и страха Божия; и друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью».

Почему бывают несчастные супружества?

«Бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. От чего они несчастны — Большей частью от несходства характеров, от взаимной неуступчивости, от строптивости, самоуправства и взыскательности мужа или от его дерзкого нрава; от неверности мужа или жены, от невоздержности или страсти к игре мужа, от пристрастия жены к нарядам, от ее своенравия, злости, сварливости, упрямства, от неумения переносить недостатки в жизненных потребностях. Господь да поможет вам избежать такого греховного сожития и таких супружеских бед».

Как сделать супружество счастливым?

«Имейте всегда веру и страх Божий в сердце: благоразумие, терпение, упование; трудитесь и молитесь; ложитесь спать и вставайте с молитвой в сердце и на устах; не оставляйте церковных собраний; исполняйте усердно ежегодно христианский долг исповеди и приобщения Святых Христовых Тайн. В этих таинствах вы найдете, кроме благодати очищения грехов и освящения душ и телес ваших, благодать твердого единодушия, освящение в самых чреслах и во утробе будущего поколения, обновление духовных и телесных сил, помощь, утешение и ободрение в трудных житейских обстоятельствах, исцеление болезней».

О спасительности брака

«Сожитие ваше должно быть разумно: ибо святой апостол Петр говорит: вы, мужи, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывайте им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствие в молитвах (1 Пет. 3, 7). И вы должны разуметь всегда, для чего Господь соединил вас узами брака, венчав в плоть едину; именно: вы должны непрестанно, совокупными силами достигать царствия Божия; а если Бог даст чад, и их также воспитывать и приготовлять наипаче к наследию вечных благ: ибо временные блага обманчивы, кратковременны и не составляют цели нашей жизни: христианам обещаны блага нетленные, духовные, вечные; возбуждайте друг друга к любви Божией и горним благам и любви к ближнему. Имея всегда в виду небесное отечество, вы должны считать себя на земле странниками и пришельцами; дорожить временем и употреблять оное на дела правды, а не на дела пустые, суетные и грешные; каждый день считать великим даром милости Божией, данным нам для нашего обращения к Богу, для исправления, для утверждения и усовершенствования в добродетели, для спасения души. Искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 16)».

«Далее: сожитие ваше должно быть любовное и мирное. И может ли быть иначе? Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Христос Церковь. А вы отныне будете одна плоть. Муж должен любить свою жену, как свое тело: ибо любящий свой жену любит себя самого (Еф. 5, 29)».

О значении взаимной любви в браке и Божией благодати

«Если будете жить во взаимной любви, вы низведете на себя и потомство свое Божию благодать: и Бог вселится в вас, и увенчает все начинание и дела ваши благословенным успехом: ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все доброе. С любовью водворится в доме вашем мир и спокойствие: ибо любовь долготерпит и все покрывает, и не допускает человека раздражаться, сердиться, быть свое­нравным, обижать словом или делом».

О верности, крепости и постоянстве в браке

«Наконец сожитие ваше должно быть неразрывно — до гроба: любовь христианская любит до конца, а не на время: она тверда и постоянна. Будут искушения для вашей любви со стороны слабостей того или другого из вас, или от несходства характеров, привычек,— или со стороны людей, со стороны исконного врага, преодолевайте мужественно эти искушения; будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16)».

***

В «Дневниках» за 1857–1858 годы святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его»; «Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя винов­ником неприятностей».

Святой Иоанн завершает свое напутствие призывом, коему нам нужно постоянно следовать не только в семейной жизни, но и вне семьи: «…не раздражайтесь, терпите, снисходите, крепитесь верой во Христе Иисусе, Который и да будет для вас, честный жених и честная невеста, всегдашним примером святой любви, кротости, незлобия, терпения — вашей Силой, вашим Светом и Путеводителем, вашим Защитником и Спасителем до гроба. Аминь».

Подготовила Людмила ДОРОНИНА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 7 (18), июль 2024 г.