Любовь христианская любит до конца
09 августа 2024 г.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский — один из самых известных и почитаемых святых Русской Православной Церкви. Он оставил обширное духовное наследие, как писал он сам: «духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу», запечатленные им в дневниках, проповедях, словах, беседах и размышлениях.
В своих дневниках святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909) писал: «До меня пережили на свете миллионы людей, и большая часть испытали то же, что испытываю я, и передали бумаге свои опыты, как и я передаю той же бумаге мои внутренние, нравственные опыты. Я желаю, чтобы другие люди, которым удастся прочитать о моих опытах, верили им так же, как верю я сам».
На рубеже XIX–XX веков, опираясь на свой многолетний пастырский опыт, святой праведный Иоанн Кронштадтский составил «Поучительное слово жениху и невесте». Это не просто назидание и поучение, как должно устраивать семейную жизнь,— это дивный по своей красоте, глубине и гармонии гимн супружества, адресованный не только новобрачным, но и всем супругам, независимо от опыта семейной жизни.
Суть и цель христианского брака
«Честный женише и честная невесто! Вы приступаете к великой тайне, называемой браком: великой потому, что брачный союз мужа и жены изображает святейший союз Иисуса Христа с Церковью, т.е. с верующими в Него: как муж есть глава жены, так Христос есть глава Церкви (Еф. 5, 23); как жених и невеста в браке венчаются в плоть едину, так и Христос и Церковь Его — также едино тело: ибо истинно верующие в Него суть члены Его от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Такое важное значение таинства Брака налагает на обоих вас весьма важные обязанности, исполнять которые вы должны стараться всемерно. Сожитие ваше должно быть чисто и свято, как свят союз Господа с Церковью; должно быть разумно, любовно и мирно, и неразрывно. Сожитие ваше должно быть чисто и свято: ибо Сам Господь, в начале создавший человека, мужеский пол и женский, сочетавает мужа и жену в едину плоть для взаимной помощи в телесных и духовных нуждах и ради умножения рода человеческого. Цель высокая и святая: отныне вы делаетесь одушевленными орудиями Божественной благости и всемогущества: ибо через мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих его чад и наследников царствия Божия; и вы, если и вас Господь благословит ими, должны будете воспитать их в правилах православной веры и жизни христианской, служа для них прежде всего самим примером веры, благочестия и страха Божия; и друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью».
Почему бывают несчастные супружества?
«Бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. От чего они несчастны — Большей частью от несходства характеров, от взаимной неуступчивости, от строптивости, самоуправства и взыскательности мужа или от его дерзкого нрава; от неверности мужа или жены, от невоздержности или страсти к игре мужа, от пристрастия жены к нарядам, от ее своенравия, злости, сварливости, упрямства, от неумения переносить недостатки в жизненных потребностях. Господь да поможет вам избежать такого греховного сожития и таких супружеских бед».
Как сделать супружество счастливым?
«Имейте всегда веру и страх Божий в сердце: благоразумие, терпение, упование; трудитесь и молитесь; ложитесь спать и вставайте с молитвой в сердце и на устах; не оставляйте церковных собраний; исполняйте усердно ежегодно христианский долг исповеди и приобщения Святых Христовых Тайн. В этих таинствах вы найдете, кроме благодати очищения грехов и освящения душ и телес ваших, благодать твердого единодушия, освящение в самых чреслах и во утробе будущего поколения, обновление духовных и телесных сил, помощь, утешение и ободрение в трудных житейских обстоятельствах, исцеление болезней».
О спасительности брака
«Сожитие ваше должно быть разумно: ибо святой апостол Петр говорит: вы, мужи, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывайте им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствие в молитвах (1 Пет. 3, 7). И вы должны разуметь всегда, для чего Господь соединил вас узами брака, венчав в плоть едину; именно: вы должны непрестанно, совокупными силами достигать царствия Божия; а если Бог даст чад, и их также воспитывать и приготовлять наипаче к наследию вечных благ: ибо временные блага обманчивы, кратковременны и не составляют цели нашей жизни: христианам обещаны блага нетленные, духовные, вечные; возбуждайте друг друга к любви Божией и горним благам и любви к ближнему. Имея всегда в виду небесное отечество, вы должны считать себя на земле странниками и пришельцами; дорожить временем и употреблять оное на дела правды, а не на дела пустые, суетные и грешные; каждый день считать великим даром милости Божией, данным нам для нашего обращения к Богу, для исправления, для утверждения и усовершенствования в добродетели, для спасения души. Искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 16)».
«Далее: сожитие ваше должно быть любовное и мирное. И может ли быть иначе? Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Христос Церковь. А вы отныне будете одна плоть. Муж должен любить свою жену, как свое тело: ибо любящий свой жену любит себя самого (Еф. 5, 29)».
О значении взаимной любви в браке и Божией благодати
«Если будете жить во взаимной любви, вы низведете на себя и потомство свое Божию благодать: и Бог вселится в вас, и увенчает все начинание и дела ваши благословенным успехом: ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все доброе. С любовью водворится в доме вашем мир и спокойствие: ибо любовь долготерпит и все покрывает, и не допускает человека раздражаться, сердиться, быть своенравным, обижать словом или делом».
О верности, крепости и постоянстве в браке
«Наконец сожитие ваше должно быть неразрывно — до гроба: любовь христианская любит до конца, а не на время: она тверда и постоянна. Будут искушения для вашей любви со стороны слабостей того или другого из вас, или от несходства характеров, привычек,— или со стороны людей, со стороны исконного врага, преодолевайте мужественно эти искушения; будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16)».
***
В «Дневниках» за 1857–1858 годы святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его»; «Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей».
Святой Иоанн завершает свое напутствие призывом, коему нам нужно постоянно следовать не только в семейной жизни, но и вне семьи: «…не раздражайтесь, терпите, снисходите, крепитесь верой во Христе Иисусе, Который и да будет для вас, честный жених и честная невеста, всегдашним примером святой любви, кротости, незлобия, терпения — вашей Силой, вашим Светом и Путеводителем, вашим Защитником и Спасителем до гроба. Аминь».
Подготовила Людмила ДОРОНИНА
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 7 (18), июль 2024 г.