Дела милосердия делают нашу жизнь богоугодной и счастливой
05 декабря 2024 г.
Продолжается время Рождественского поста, который начался 28 ноября и завершится в праздник Рождества Христова. В дни поста Церковь нас призывает к делам милосердия и к воздержанию в делах, пище и словах. О том, для чего современному человеку нужен пост и воздержание, читателям нашей газеты рассказывает епископ Балаковский и Николаевский ВАРФОЛОМЕЙ.
Что изучает аскетика
Если говорить о дисциплине, входящей в учебную программу православной духовной семинарии, то предметом ее изучения является опыт христианского подвига, запечатлённый в святоотеческих трудах аскетического содержания. Наиболее полно они представлены в сборнике «Добротолюбие», который был составлен преподобным Никодимом Святогорцем и переведен на русский язык святителем Феофаном Затворником.
В широком смысле аскетика представляется духовной практикой, являющейся неотъемлемой частью христианской жизни. В основе этой практики лежит опыт понуждения, основанный на словах Христа: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Христианин собирает воедино ум, чувство и волю и при помощи Божественной благодати достигает внутреннего изменения, приобретая свойства, роднящие его с Творцом: любовь, милосердие, сострадание.
Важно понимать, что работа над собой идет в двух плоскостях. Первое — сопротивление и борьба со страстями, приводящими ко греху. Второе — стремление к добродетельной жизни, практическое исполнение нравственного закона, отраженного в Нагорной проповеди Иисуса Христа (см.: Мф. 5, 1 – 7, 29).
Существует ошибочное мнение, что аскетическая практика — удел только монашествующих. Это неверно. В силу единства христианского идеала цель и у монаха, и у мирянина одна: достичь состояния святости. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Мирянин не должен ничем отличаться от монаха, кроме одного только сожительства с женою; на это он имеет позволение, а на все прочее нет, но во всем должен поступать одинаково с монахом».
Роль аскетики в повседневной жизни христианина
Вся жизнь христианина имеет определенную Христом цель: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Приоритет духовного поиска и внутреннего совершенства является ориентиром для ума, сердечных чувств и усилий воли.
К сожалению, повседневная жизнь погружена мирскими заботами и увлечениями. Кто-то ставит приоритетным получение образования, кто-то — карьеру и бизнес — подобные земные стремления прекрасно отражены в евангельской притче о «званых на вечерю» (см.: Лк. 14, 16–24). Трагедия подобного пути заключается в том, что ни одна из достигнутых целей не приносит человеку истинного счастья. Блаженный Августин пишет: «Ты, Господи, создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Счастье человека возможно только при одном условии: если Бог будет пребывать в его сердце. Для этого необходим труд — очистить свою душу, подготовить ее для Божественного присутствия. Именно аскетика и служит выполнению этой задачи. В начале каждого дня человек обращается в молитве к Богу с просьбой о благодатной помощи провести день плодотворно, настраивается на решительный отпор всему злому, что возникает в его душе. В конце дня подводит краткий итог — благодарит Бога за Его помощь и защиту, приносит искреннее покаяние в случае проявления своей немощи и греховных мыслей и поступков. Все эти шаги отражены в повседневном правиле христианина — утренних и вечерних молитвах. Главное — всегда держать перед собой приоритетную цель: спасение души.
Зачем нужен пост современному человеку
Если честно, то иногда уже опускаются руки от бессилия объяснить людям, что пост — это не только воздержание, тем более ограничение в качестве и количестве пищи.
Святитель Иоанн Златоуст прекрасно описывает содержание поста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
Мы говорим об аскетике как важнейшей составляющей нашей духовной жизни. Если человек не поймет, что понуждение к добру должно иметь приоритетное значение, то он ничего не достигнет. Более того, есть опасность, что успех в воздержании не только успокаивает человека, помогая утвердиться в мысли о следовании в правильном пути, но возбуждает в нем чувство превосходства над другими людьми, как это прекрасно отражено в образе евангельского фарисея (см.: Лк. 18, 9–14).
Если нет возможности воздержания в пище
У человека может быть много веских причин не выполнять все предписания строгого воздержания в пище — рекомендации врачей, тяжелый физический труд и т. п., но нет никаких оснований и оправдательных причин не побуждать себя к делам добра и милосердия. Именно на это смотрит Бог.
Пусть каждый человек, имея веские основания ослабить пост телесный, усилит молитву, будет внимательнее следить за своими помыслами, следуя принципам трезвения, усерднее относится к чтению Священного Писания и святоотеческой литературы, и, конечно, коренным образом изменит отношение к окружающим людям, помня слова Христа: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36).
Церковь призывает к делам милосердия. Какие дела милосердия можно сделать и кому помочь?
Во-первых, надо всегда помнить, что дела милосердия есть плод наших собственных усилий и благодатной помощи Бога. Христос говорит: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4–5).
Во-вторых, все наши добрые дела должны быть естественным откликом любящего сердца, а не корыстным чувством получить за это какие-то земные или небесные блага. Опять же, обращаемся к словам Христа: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Апостол Павел, описывая свойства настоящей любви, указывает, что она «не ищет своего»: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7).
В-третьих, мы не сможем добиться чистоты наших намерений, если не победим те страсти, которые гнездятся в наших сердцах. Нередко, в основе тех или иных добрых дел лежат наши страсти — тщеславие, гордость, сребролюбие и даже блуд. Если кто помнит эпизод из романа Льва Толстого «Анна Каренина»: Вронский подает милостыню не из-за сострадания к жене погибшего на железнодорожной станции сторожа, а для того, чтобы произвести впечатление на Анну.
Что касается практических советов — как реализовать себя в делах милосердия, то можно порекомендовать следующее.
Во-первых, обратить внимание на своих родных и близких — есть ли среди них те, кто нуждается в помощи.
Во-вторых, обратиться к настоятелю храма, прихожанином или прихожанкой которого вы являетесь, и спросить о возможной помощи и адресах людей, нуждающихся в помощи и поддержке.
В-третьих, и этот вариант самый оптимальный — вступить в общество волонтеров (учреждаются на крупных приходах города). Могу порекомендовать для балаковцев прекрасно зарекомендовавшие себя волонтерские общества: добровольческое движение «Добротолюбие» Свято-Троицкого кафедрального собора г. Балаково и волонтерское общество «БлагоДарю 64» при храме Рождества Христова г. Балаково. В сферу их деятельности входят: ежемесячная раздача продуктовых наборов нуждающимся — помощь получают одинокие, пожилые люди с минимальной пенсией, матери-одиночки, многодетные семьи, люди с инвалидностью, те, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в поддержке; еженедельный развоз горячих обедов маломобильным людям; еженедельная вещевая помощь — работают небольшие вещевые склады, на которых каждый нуждающийся может получить одежду, обувь, игрушки, книги, канцтовары; участие в благотворительных акциях — таких, как «Собери портфель школьнику», «Корзина добра» и многие другие.
Подобные волонтерские движения зарождаются и в других крупных храмах Балаковской епархии. Участие в волонтерском движении — это прекрасная возможность испытать свою душу на способность к жертвенному служению. Уверен, что Божественная благодать, получаемая через церковные таинства, укрепляет и окрыляет верующих людей в делах милосердия и благотворительности, делает не только пост, но и всю нашу жизнь плодотворной, богоугодной и по-настоящему счастливой.
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 11 (22), ноябрь 2024 г.