Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

«Меня Господь провел через войну…»

12 мая 2025 г.

В этом году мы отмечаем 80?летие Великой Победы, сохранить память о которой для нас, сегодняшних, — важнейшая задача и долг перед теми, кто отстоял наше Отечество на фронте и в тылу, кто пережил все ужасы блокады и военного времени… Миллионы имен, судеб, историй… Предлагаем вниманию читателей доклад учителя музыки и ОРКСЭ МОУ СОШ № 4 г. Маркса Елены Михайловны ЕРУЗИНОЙ и учителя истории МОУ СОШ № 4 г. Маркса Ларисы Анатольевны ОБЛОМОВОЙ, который был представлен на VIII муниципальных Свято-Елизаветинских чтениях «Великие женщины Великой Отечественной: героини фронта и тыла».

Монахиня Адриана (Малышева)

Наталья Владимировна Малышева родилась 12 декабря 1921 года в Крыму, в семье земского врача, который был из семьи потомственных священников. В 1925 году семья переехала в Москву, где Наталья впервые увидела монастырь. Память об этом оставила неизгладимое впечатление: «Это был 1930 год. У нас рядом, где мы жили, был совершенно необыкновенный, до сих пор его помню, Страстной монастырь. Девичий Страстной монастырь. Очень красивый. И храм там был похож немножко на Храм Христа Спасителя… Я подвижная такая девушка была, шаловливая, не могла долго на одном месте быть. Единственное место, где я затихала, — это у совершенно необыкновенного Распятия. Оно было огромное. Хватало мне только ножки достать, со вбитыми гвоздями, и такие хорошие там пальчики были и, видимо, их протирали маслом душистым. И вот тут я затихала и приникала к этим ножкам, и целовала их, и плакала даже, и так я любила это место. И лик Христа у меня остался в памяти, необыкновенный…»

Страстной монастырь сначала был действующий, и они с мамой там часто бывали. Часто монахини оставляли девочку ночевать в монастыре, и сама будущая матушка Адриана любила у них оставаться. Потом оттуда всех монахинь выселили, храм взорвали.

На фронт Наталья ушла с 3 курса Московского авиационного института. Жених — Миша Бабушкин — тоже ушел на фронт и в октябре 1941 года погиб, но невеста узнала об этом только через два года. Сама она прошла Великую Оте­чественную войну разведчицей при штабе маршала К. К. Рокоссовского. Сражалась в боях под Москвой, на Курской дуге и под Сталинградом, где участвовала в переговорах с маршалом Паулюсом, дошла до Берлина и до 1949 года продолжала службу в Польше и Германии.

Чудеса с Натальей случались с первых дней пребывания на фронте. Так, во время битвы под Москвой она удивительным образом смогла вынести раненого товарища из-под обстрела. На дворе стояла зима. Ей пришлось раздеться до белого белья, чтобы ее не было заметно на снегу. К месту, где лежал раненый, она добежала быстро, легко миновав обстрел. Но как ползти с ним обратно, не представляла. И тут неожиданно сплошной белой стеной пошел снег. Наталья примотала к себе однополчанина бинтами, и они успешно преодолели опасное место, полностью покрытые снегом.

После демобилизации Наталья окончила авиационный институт и 35 лет была конструктором ракетных двигателей. Она была единственной женщиной в государственной комиссии по испытанию ракетных комплексов и участвовала в создании двигателей для первых баллистических ракет и космических кораблей, включая тот самый «Восток», на котором совершил свой легендарный полет Юрий Гагарин.

В 1980-х годах все вернулось на круги своя: когда-то в детстве в московском Страстном монастыре она впервые примерила монашеский клобук — в старости она вновь надела его, приняв постриг.

Когда в Москве начало возрождаться подворье Пюхтицкого монастыря, Наталья в звании майора ушла на пенсию и стала монахиней Адрианой. В начале 90-х Малышевой предложили баллотироваться в Верховный совет. Вся жизнь ее прошла в эпицентре самой активной деятельности. Но нужно было что­то выбирать, и она выбрала келью с видом на церковь.

Как-то у матушки Адрианы спросили: «Меняет ли война душу женщины?». «К худшему не меняет», — ответила она. Матушка Адриана прошла по дорогам фронтовым, будучи воином нашей армии, живота не жалела за други своя, и вот она снова воин, воин Христов. Многие, кто знал матушку, говорили: «От нее шел какой-то духовный внутренний свет». Монахиня Адриана почила 4 февраля 2012 года.

 

Монахиня София (Ошарина)

Екатерина Ошарина родилась 1 октября 1919 года в селе Березовая Грива Алексеевского района Татарской АССР. В школе училась в Зеленодольске, недалеко от Казани, затем в сельскохозяйственной академии в г. Алма­Ате. Когда началась Великая Отечественная война, Катя окончила четыре курса и прошла обучение на курсах радистов. На фронт ушла в марте 1942 года и в звании младшего сержанта была радиотелеграфистом в роте связи 13-го района авиационного базирования. Работа эта была тяжелой и опасной: немцы пеленговали радиостанции и старались уничтожить радистов. Довелось ей и в воздухе немного повоевать — она участвовала в 12 боевых вылетах. Была одной из тех, кого немцы с ужасом называли «ночными ведьмами» — летчицей знаменитых «У-2». Участвовала она и в форсировании Днепра.

Екатерина была из церковной семьи и сама имела искреннюю веру. Носила крестик на груди. Только и молилась про себя все время: «Господи, спаси, Господи, помоги, Господи, сохрани…». Считала, что только Божией милостью выжила в страшной Отечественной вой­не. О ней монахиня говорить не любила. Приведем лишь небольшой отрывок из рассказа матушки Софии.

«Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. …наше подразделение… находилось… недалеко от места боев за Кенигс­берг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло! Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: "Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!" И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: "Оружие отказало". Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

За подвиги в боях Екатерину наградили 13 медалями и орденами. После войны она вернулась в родной город Зеленодольск, где закончила обучение в местной Тимирязевской аграрной академии. Вышла замуж, родила двоих детей. А на склоне лет узнала о восстановлении Раифского монастыря и вскоре стала его насельницей. Отошла ко Господу матушка 4 апреля 2008 года.

 

Монахиня Елизавета (Дмитриева)

Вера Дмитриева родилась 27 августа 1923 года в селе Константиновка Петровского района Ставропольского края в семье военного фельдшера. С особой любовью вспоминала матушка Елизавета свою бабушку Марфу: «Была моя бабушка большая молитвенница. Это она научила меня молитвам. А как мудро приучала она меня к Евангелию. "Почитай, — говорила она мне, — почитай, бо я вже не бачу". Не заставляла меня читать, а просила помочь. Это была такая мудрость. Стала читать. Заинтересовалась. Времена были такие, что Библию могли отобрать. Могли и посадить. Поэтому ее прятали».

В 1939 году Вера поступила в школу медицинских сестер в г. Бутурлиновка Воронежской области. Последний экзамен по хирургии сдала 22 июня 1941 года. В начале войны она оказалась в госпитале на оккупированной территории Воронежской области. Там приходилось ей вместе с другими медиками укрывать и спасать от гибели раненых советских разведчиков. А с 1943 по 1945 год Вера Дмитриева несла службу в рядах действующей армии — в санитарных поездах и военных госпиталях, на передовой, выносила раненых бойцов и командиров с поля боя.

Вера Дмитриева шла на войну верующей и рассказывала немало чудес, происходивших с ней в военное время. Только Богу известно, сколько солдат вынесла с поля боя эта маленькая ростом медсестра: «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходил, и слышно, как сердце бьется. И не боишься уже».

Часто смерть стояла совсем близко, кругом умирали многие медики и медсестры, а она, хранимая Господом, даже ранена не была. Однажды она видела крыло своего Ангела-хранителя, во время взрывов прикрывавшее ее от осколков. «Взрыв. А я смотрю: крыло меня прикрывает. Похожее на голубиное, только большое очень и уходит куда-то вверх. Отчетливо вижу его боковым зрением, а посмотрю прямо — оно исчезает. Осколки шелестят, режут все вокруг, а у меня даже шинель не задевает».

Был и другой случай во время боя за станцию Синельниково. Раненых отправили, а Вера лежала в окопе с приступом малярии и температурой 40 градусов. Шел артобстрел, лязгали, приближаясь, танки, солдаты волновались, как будут отбиваться, а Вера в полубреду только непрестанно шептала 90?й псалом. Прилетел снаряд и воткнулся в шаге от нее, но не разорвался. А танки все приближались. И вдруг, словно из ниоткуда, налетели советские самолеты и быстро остановили фашистское наступление. Наши бойцы чуть не плакали от радости, говорили Вере: «Ты в сорочке родилась. Мы ведь тебя хотели убить, чтобы в плен не попасть, а потом себя. Бросали жребий, кто тебя… Ни у кого рука не поднялась… А тут — наши…». Вновь Господь сохранил.

Удивительной любовью к людям обладала будущая монахиня. Она жалела пленных немцев, защищала их и оплакивала. Однажды Вера увидела, как красноармейцы избивают пленного немца, и бросилась останавливать их, спасая несчастного: «Взяли — нечего бить. Ведите куда надо, там разберутся».

По окончании войны медсестра-герой была награждена орденом Отечественной войны и медалью «За победу над Германией». Продолжила свою сестринскую службу она уже в гражданских больницах и поликлиниках. В конце 40-х годов она перебралась на Дальний Восток. Поселилась в Хабаровске, где долгое время трудилась медсестрой в 301?м военном госпитале. Жила в маленькой квартирке под Казачьей горой, недалеко от госпиталя. Не в монастыре жила, в миру. Приходили к ней люди, всех встречала она с любовью.

Малую схиму Вера Дмитриева приняла в глубокой старости, став одной из первых монахинь Хабаровска. При постриге в 2000 году она получила имя в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Как и ее небесная покровительница, матушка всю жизнь посвятила служению страждущим. Монахиня Елизавета записывала для памяти некоторые военные эпизоды. В бесхитростных стихах описала то, что пришлось ей пережить:

Меня Господь провел

через войну.

Хранил меня от пуль

и от снарядов.

Я перед Ним осознаю вину,

Как вспомню — слезы льются

градом.

Мой светлый ангел

был всегда со мной,

Я под его крылом была

хранима,

Хоть страшен был мне

минометный вой,

Но все осколки

пролетели мимо…

Медсестры видели

погибших на полях

И раненых,

больных и обожженных,

Их выносили на своих руках,

Писали письма

матерям и женам.

С молитвою мы были на войне.

Поэтому, надеюсь,

сохранились.

Я маму видела в коротком сне.

Они, конечно, с бабушкой

молились.

А ведь молились

многие на фронте.

Кто как умел, как знал

и кто как мог.

И в самую ужасную минуту

я повторяла:

«Да воскреснет Бог!»

Стонали раненые:

«Господи, помилуй.

Сестра, спаси,

сестрица, помоги!..»

Снаряды падали то рядом,

то летели мимо...

И да воскреснет Бог,

и расточатся лютые враги!

«Навещая матушку в маленькой квартирке неподалеку от воен­ного госпиталя, в котором она работала долгие годы, — вспоминает священник Игорь Сальников, — я привык ее видеть живой, неунывающей. Глаза ее, казалось, никогда не потухали, всегда из них шло тихое сияние».

Монахиня Елизавета мирно почила после тяжелой болезни 2 ноября 2010 года.

 

Пусть же молитвами дорогих матушек Адрианы, Софии и Елизаветы Господь нас помилует, укрепит в вере и вдохновит на самоотверженные поступки ради Христа и наших ближних!

 

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 4 (27), апрель 2025 г.