Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Схимонахиня Мария (Чеканова): подвиг на фронте и в миру

03 июня 2025 г.

Размышляя над словами «на войне неверующих нет», невольно задаешься вопросами: чем измеряется степень веры и измеряется ли она вообще, если человек считает себя верующим, и самое главное — как она проявляется. Представляем вниманию читателей доклад учителя ОРКСЭ, русского языка и литературы МОУ СОШ с. Баскатовка Марксовского района, педагога воскресного кружка храма Рождества Иоанна Предтечи с. Подлесное Ольги Александровны Мохунь о жизни схимонахини Марии, который был представлен на VII муниципальных Свято-Елизаветинских чтениях «Великие женщины Великой Отечественной: героини фронта и тыла».

Вера Дмитриевна Чеканова

Будущая схимонахиня Мария — Вера Дмитриевна Чеканова — родилась 6 августа 1921 года на прииске Красный Урал (сегодня поселок Уралец) в семье мастера прииска Дмитрия Пантелеевича (1895–1955), репрессированного в 1945 году, и Марии Ивановны (1897–1967) Мартиловых. Родители Веры были глубоко верующими людьми. Потомки по линии матери были выходцами из Черниговской губернии. Сохранилось свидетельство, что дед Иван очень строго постился: в постные дни пил только воду. В доме были старинные иконы, но во время обысков в 1920?е годы их приходилось прятать.

Соседка водила шестилетнюю Веру в висимскую церковь, освященную во имя святителя Николая Чудотворца и мученика Анатолия Никомедийского. В 14 лет после окончания семилетней школы Вера приехала в Нижний Тагил, чтобы учиться в медицинском техникуме по примеру тети Ольги Ильиничны. Девушка жила теми же интересами, что и ее сверстники. Она хорошо училась, принимала активное участие в общественной жизни, занималась спортом, пела в хоре при техникуме. Однако другая сторона ее жизни была не известна педагогам и учащимся: тайно ото всех она посещала Казанский храм, так как с детства полюбила церковные службы.

«Возьми с собой икону — она будет тебя хранить»

Окончив фельдшерское отделение медицинского техникума, 10 апреля 1942 года Вера добровольцем ушла на фронт с маленькой меднолитой иконкой святителя Николая, которую ей передал родственник со словами: «Мой отец прошел с ней всю Первую мировую войну и не получил ни царапины. Возьми ее с собой — она будет тебя хранить». Действительно, эта икона несколько раз спасала ей жизнь.

Вместе с медицинским эшелоном она прошла Волховский, Ленинградский, III Прибалтийский, II Белорусский фронты. В семье хранится бумага с перечнем городов, через которые проходил эшелон, в котором служила Вера Дмитриевна.

Первое потрясение Вера пережила, когда ее эшелон шел на фронт. Во время обстрела на ее глазах на части разорвало юную девушку. Потом она изо дня в день видела тяжелораненых солдат и офицеров, бойцов партизанских отрядов, их страдания и смерть. Вера Дмитриевна рассказывала своим детям: «Мы не спали по несколько суток. Операции, перевязки, снова операции… Только забудемся, как снова слышны крики: "Раненых привезли". Опять начинали выгружать тяжелораненых под звуки стрельбы, под бомбежкой».

В госпитале лечили не только огнестрельные ранения, но и обморожения. Вера Дмитриевна честно исполняла свой долг: выхаживала раненых летчиков, танкистов, пехотинцев, часто завшивленных, голодных, истощенных после концентрационных лагерей. Особо памятны были чудесно спасенные от массовых расстрелов заключенные из печально известного Бабьего Яра. На всю жизнь она запомнила мальчика Васю 13–14 лет, который умер от истощения и обморожения. Поскольку обезболивающих препаратов в госпитале не хватало, Вера отвлекала его от страданий долгими разговорами. Перед смертью он подозвал ее к своей кровати и сказал: «Спасибо тебе, Вера. Ты очень напоминаешь мне сестру, которая погибла от рук фашистов. Возьми зеркальце на память обо мне».

Вера Дмитриевна одной из первых в госпитале получила знак «Отличник санитарной службы».

 

Выжить ей помогал Бог

На войне будущая схимонахиня училась преодолевать страх молитвой. Господь ее никогда не покидал и спасал от смерти. Когда во время налетов все бежали в укрытие, Вера оставалась на месте, читала молитву «Отче наш» и оставалась жива.

В конце войны из Москвы поступил приказ лечить больных пленных высших немецких офицеров, и кто-то должен был его выполнить. Вера помолилась, взяла иконку святителя Николая и добровольно пошла в тифозный бокс к немцам, выходила их и сама не заразилась. По словам матери Марии, выжить в условиях войны ей помогал Бог. Впоследствии немецкие офицеры, которых готовили для заброски на территорию СССР, дали ценные показания для ставки Верховного Главнокомандующего.

Господь спас ее и от ареста. Вера познакомилась с отцом Василием и двумя пожилыми монахинями, которые помогали в церкви. Часть своего пайка — махорку и мыло — Вера Дмитриевна обменивала на продукты и отдавала их батюшке. Однажды комиссар сказал ей: «Все ходят на танцы, а Мартилова — к попу», на что она уверенно ответила: «Ходила и ходить буду». Несмотря на «предупреждение», она собралась идти к иеромонаху домой, но разболелась и не смогла встать с постели. Вскоре к ней прибежала одна монахиня и сообщила, что всех, кто был на квартире у батюшки, и его самого арестовали сотрудники НКВД, даже не дав одеться.

В соответствии с приказом № 0764 от 2 июля 1945 года по войскам II Белорусского фронта медицинская сестра эвакуационного госпиталя № 1033 Вера Дмитриевна Мартилова была награждена медалью «За боевые заслуги». В наградном листе было написано: «В продолжение своей трехлетней работы на должности палатной сестры своим упорным трудом, мягкостью обращения и чуткостью к нуждам раненых неоднократно получала благодарности и признательность последних». После войны она была награждена медалью «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени.

Послевоенные годы

После войны вся жизнь Веры Дмитриевны была посвящена работе и семье. За семейный подвиг она была награждена «Медалью материнства» II степени (пятеро детей, сегодня у матери Марии шесть внуков и четверо правнуков), а за почти 40?летнюю работу в городской больнице Нижнего Тагила сначала медсестрой хирургического отделения, а потом рентгенотехником — медалью «Ветеран труда».

Первым духовником Веры Дмитриевны был архимандрит Серафим (Шинкарев), в 1940?х годах еще в сане игумена служивший настоятелем Ильинского собора в Архангельске. Уральским духовником будущей схимонахини Марии был отец Николай Мухин — настоятель Петропавловского храма поселка Черноисточинск. Последний ее духовник — архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Троице­Сергиевой лавры.

Общение с духоносными старцами и монахинями дореволюционного Скорбященского монастыря во многом определило дальнейший жизненный путь Веры. После выхода на пенсию она часто ездила по святым местам, где много молилась. На жизненном пути ей встречались самые разные люди. Например, в Пюхтицах она познакомилась с Анастасией Ивановной Цветаевой. Младшая сестра поэта серебряного века Марины Цветаевой тихонько передвигалась по дорожке в неизменных зеленом пальто и синем платочке, и была в ней такая выдержанность, такая духовная культура, что Вера Дмитриевна невольно остановилась и заговорила с незнакомкой. Потом они присели на лавочку и, не замечая времени, общались несколько часов. Между ними состоялись две долгие беседы с интервалом в год.

Путь монахини

18 октября 2001 года Вера Дмитриевна в Верхотурском Покровском женском монастыре приняла монашеский постриг с именем Афанасия. Таинство совершил наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря игумен Филипп (Ельшин), но в документ № 151 вкралась ошибка: вместо 2001 года указан 2011 год. По неслучайному совпадению это будет год ее пострижения в схиму. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (Мораря) 20 мая 2011 года монахиня Афанасия приняла схиму с именем Мария в честь преподобной Марии Египетской. Постриг совершил игумен Алексий (Малетин), настоятель Свято-Троицкого Всецарицынского мужского монастыря в селе Тарасково.

В 2006 году матушка была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги за помощь в восстановлении уральских храмов.

Последние годы матушка Мария провела в молитвенном уединении. Все, кто ее знал, вспоминают о ней как о человеке большой внутренней силы, красоты и благородства. 17 января 2012 года Преосвященный Иннокентий (Яковлев), епископ Нижнетагильский и Серовский, приписал схимонахиню Марию (Чеканову) к Скорбященскому женскому монастырю, где она и упокоилась. Матушка почила 10 сентября 2012 года в возрасте 91 года.

 

Воспоминания старшего сына и дочери

На православном телеканале «Союз» есть документальный фильм «Время Веры. Фронтовая юность и подвиг в миру схимонахини Марии (Чекановой)». В этом фильме дети Веры Дмитриевны Чекановой рассказывают о своей маме.

«На войне произошла встреча с будущим мужем, он служил в конной армии, был кадровым военным, зоотехником, окончил военное училище в Ленинграде. Лежал в госпитале, ранен был в колено. У него была красивая душа. 10 февраля 1945 года они обвенчались, поехали на мотоцикле, это в Германии. А в России уже расписались, в Весиме, с большой родней. Они жили долго и счастливо, их связывала взаимная любовь и вера в Бога. Они любили жизнь, были жизнерадостными, энергичными, всему радовались. Старший сын с мамой в церковь ездил на санках. В церкви была высокая культура: хороший хор, священники с хорошей дикцией. Детей крестили в детстве в Казанской церкви. Через три месяца после рождения детей нужно было выходить на работу, мама все время работала. Пятеро детей, хозяйство и бабушка, у которой был инсульт. Мама работала в Нижнем Тагиле рентгенотехником при флюорографии. Крестики вшивала в форму. Пасху встречали — прятались. Не разрешили однажды зайти в церковь. Дочь освящала тайно куличи, мама хорошо пекла. Тайно ходила в церковь. <…>

У супругов Чекановых родились четыре сына и дочь. «Детей воспитывали своим примером, в доме была чистота. Папа был очень добрым и жизнерадостным. Мама была нежная, папа ее любил, шума никогда не было. Папа был деятельным, а мама волевая, красивая, с уральским характером — олицетворение русской женщины. Семейные корни из XVIII века, фотография 1912 года, где прадед, дед, корни по линии матери из Сибири. <…> Папа умер от тяжелой болезни, вместе с мамой они прожили 38 лет. В возрасте 80 лет мама приняла монашество. <…>

Сын рассказывает, что как будто прикасался к чему-то святому, когда был у мамы-монахини в монастыре, когда от нее уезжал и видел в ее келье свет, мама молилась, поэтому он чувствовал, что с ним ничего не случится. 10 лет она была монахиней, потом приняла схиму, полтора года была в схиме. Была выдержанной, сильной, любила близких, а они радовались, что могут беседовать с ней, быть рядом».

Вера Дмитриевна Чеканова сподвигла своих детей любить православие, помогать людям. Алексей Архипович Чеканов, сын, помог воздвигнуть храм во имя преподобного Алексия, человека Божия.

«Деда по линии мамы он видел один раз, тот был репрессирован по политической статье. По линии отца бабушку и дедушку сожгли немцы. Небольшая каменная церковь — памятник всем невинно убиенным, на территории бывшего лагеря Тагиллага. Ее и помог восстановить сын Алексей. <…> Матушка хотела, чтобы все дети получили высшее образование, потому что сама она в свое время не смогла окончить Свердловский медицинский институт из-за семейных трудностей: пришлось заниматься воспитанием двух детей умершей сестры Нины, потом трагически погиб брат Геннадий, надо было поддерживать маму, пережившую инсульт. <…> А еще мама мечтала, чтобы все дети вместе причастились, такое обещание она давала Пресвятой Богородице. И это сбылось только тогда, когда маму отпевали. Матушка в монастыре благословила всех детей причаститься при отпевании матери, хотя не знала о такой мечте схимонахини Марии».

По словам сына Веры Дмитриевны, ее жизнь соответствовала словам из молитвы: «Научи меня, Господи, надеяться, молиться, верить, терпеть, прощать и любить».

Рассматривая доступные материалы о жизни фронтовой медсестры Веры Дмитриевны Чекановой, мы видим, какой она была мужественной, спокойной, смелой, благородной, целеустремленной, любящей Бога и всех людей. Безусловно, жизнь схимонахини Марии может быть для всех нас примером служения Богу и людям, крепкого стояния в вере.

При подготовке материала использованы: сайт Нижнетагильской и Екатеринбургской епархий, документальный фильм «Время Веры. Фронтовая юность и подвиг в миру схимонахини Марии (Чекановой)» (телеканал «Союз»).

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 2 (25), февраль 2025 г.