Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Церковь — вера и жизнь

02 июля 2025 г.

8 июня Церковь отпраздновала День Святой Троицы, который считается днем рождения Церкви. О Церкви в проповедях и трудах размышляли многие святые отцы. Так, например, святитель Иоанн Златоуст писал: «Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда — Церковь, твое убежище — Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет», а преподобный Ефрем Сирин замечал, что «Церковь — это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости». О том, что такое Церковь и каковы ее свойства, роль и значение в жизни христианина, мы беседуем с епископом Балаковским и Николаевским ВАРФОЛОМЕЕМ.

— Владыка, скажите, что такое Церковь, когда и кем она основана?

— Само название «церковь» не является дословным переводом греческого «экклесия». По самой распространенный версии слово «церковь» происходит от «кирха», «кириос» (Господь), «кириакон» (дом Господень).

В буквальном переводе с греческого «экклесия» означает «собрание», но собрание не простое, а собрание людей, имеющих определенный статус, права и обязанности. Современной аналогией может послужить наличие гражданства у того или иного человека, дающее ему особые права и позволяющее ему пользоваться привилегиями по сравнению с другими людьми, не имеющими гражданства.

Церковь созидается Господом Иисусом Христом и завершается в своем внутреннем устройстве Святым Духом в День Пятидесятницы. Господь Иисус Христос — не просто исторический основатель Церкви, но и постоянно пребывающий в ней Глава. Подобно и Дух Святой является неотступным спутником таинственной жизни Церкви, освящающим каждого ее члена.

— Святитель Филарет (Дроздов) в своем катехизисе пишет, что рациональное определение Церкви невозможно. Как это понять, почему невозможно?

— Церковь — это богочеловеческий организм. Ее видимая сторона — люди и их поведение — открыта для нашего эмпирического опыта, познания и описания, но ее духовная сторона — действие Божественной благодати — остается за пределами материального мира и постигается внутренним духовным опытом, который не поддается описанию с использованием простых земных, материальных категорий.

Примером, показывающим познанное и неописанное, могут послужить церковные таинства. Хлеб и вино в таинстве Евхаристии становятся истинными Телом и Кровью Христа. После преложения Святых Даров хлеб и вино не утрачивают своих качеств, но достойно причащающийся человек чувствует реальное присутствие в себе Христа. Сам факт преложения Святых Даров, как и таинственное пребывание Христа в душе человека, не поддается точному описанию, поскольку относится к миру духовному.

— Церковь земная и Небесная — это разные Церкви?

— Церковь Христова одна, поскольку один ее Глава — Господь Иисус Христос. Апостол Павел пишет, что Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 10). Но существует ее условное разделение на Церковь земную — воинствующую — и Церковь Небесную, или торжествующую.

— В «Символе веры» мы утверждаем, что веруем во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, но вот, например, преподобный Ефрем Сирин говорил, что «Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников». Если члены Церкви — грешники, то как же Церковь — святая?

— Вопрос касается правильного понимания второго свойства Церкви Христовой — святости. Да, Церковь свята, но не по причине святости ее членов, а потому что Глава ее Христос — свят.

Надо всегда помнить, что важнейший принцип достижения христианского совершенства — это синергия, или соработничество, Божественной благодати и человеческой воли. Так вот, единственным источником благодати, необходимой для спасения, является Церковь. Здесь человек приобщается к важнейшим христианским таинствам — Крещению, Миропомазанию, Покаянию, Евхаристии, исцеляющим его греховность и возводящим на вершину хрис­тианского совершенства.

Церковь еще называется святой потому, что люди, ее наполняющие, поставили перед собой главную цель — достижение святости. Как пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6, 22). Если человек стал членом Церкви Христовой с другой целью — поправить здоровье, улучшить материальное состояние, решить проблему с трудоустройством и т. п., то, к сожалению, он глубоко ошибся, Церковь создана Христом не для этого.

Таким образом, Церковь свята:

1. Свят ее Глава — Иисус Христос.

2. Церковь есть источник святости, поскольку только в ней присутствует благодать Святого Духа, нас освящающая.

3. В Церкви собираются люди, у которых в числе прочих есть важная объединяющая цель — достижение святости.

— В Евангелии мы читаем: Тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24), вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 27). Как это понять?

— Апостол Павел подобным сравнением подчеркивает глубокое единство членов Церкви как со Христом, так и друг с другом. Мы понимаем, что степень этого единства у каждого члена Церкви различна.

Единство со Христом происходит в таинстве Евхаристии: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56), но, опять же, сила этого единства зависит от степени любви к Нему.

Далее процесс духовного развития идет следующим образом: сердце человека, воспламененное любовью ко Христу, простирает деятельную любовь на всех окружающих его людей. Боль других людей становится его болью, радость других людей становится его радостью. По слову апостола Павла: посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). Согласно этой прекрасной аналогии апостола Павла, именно состраданием и сорадованием, деятельным участием в жизни каждого члена Церкви определяется церковность человека.

— Владыка, разъясните, пожалуйста, почему Церковь называют невестой Христовой?

— Это одна из метафор, используемая в христианском богословии. Заимствована она из Послания апостола Павла к Ефесянам: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27).

Стоит отметить несколько важных моментов. Во-первых, Христос возлюбил Церковь, конечно же, не как юридическое лицо, а как живых людей, откликнувшихся на Его призыв. Возлюбил, когда они еще были грешниками, т. е. несовершенными. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 8). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Значит, она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила». Именно в таком состоянии многие люди приходят ко Христу. Следовательно, мы должны понимать, что члены Церкви — это грешники, ставшие на путь очищения, но грешники, за которых пострадал и умер Христос. Это осознание помогает правильно воспринимать людей в Церкви — в первую очередь, это общест­во кающихся грешников, требующих понимания и снисхождения.

Во-вторых, Церковь сравнивается с женой или невестой. Поскольку одним из лучших качеств жены является верность, то именно поэтому апостол и приводит понятный всем образ. Верность Христу, любовь к нему должны быть неотъем­лемой чертой всех членов Церкви.

Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

— В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Почему не сам ад, почему речь только о вратах и почему не одолеют?

— На эти слова есть прекрасное толкование святителя Иоанна Златоуста: «Воротами города называется вход в город; следовательно, и "врата адова" есть опасность, ведущая в ад. Таким образом, смысл слов Его следующий: хотя бы устремились и напали такие опасности, которые в состоянии увлечь нас в сам ад, Церковь останется непоколебимою».

Опасности или соблазны существовали всегда, существуют они и сейчас. Враг рода человеческого очень искусно использует различные способы для того, чтобы, во-первых, не пустить человека в Церковь, а во-вторых, если человек стал членом Христовой Церкви, то низвергнуть его со спасительного корабля в пучину житейского моря. Здесь применяются и нацио­нальное разделение, личные амбиции, страсти, корыстные интересы, то есть в арсенале врага все средства, доступные ему.

К сожалению, его работа не остается без плода. Но, несмотря на хитрость и коварство врага, Церковь существует и рождает своих чад в жизнь вечную. Истина Христовой любви побеждает своей жертвенностью и бескорыстием зло, эгоизм и ненависть. И победа эта в первую очередь не на внешней исторической арене, а в душе человека. Здесь уместно вспомнить слова великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

 

— Владыка, помогите, пожалуйста, разобраться: с кем воюет Церковь воинстующая и по какому поводу торжествует Церковь торжествующая?

— Церковь воинствующая получила свое название из слов апостола Павла: …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Жизнь христианина на земле есть неустанное стремление к чистоте и святости. Достичь совершенного состояния невозможно без борьбы со своим греховным началом, очень часто глубоко поражающим наши души. Дьявол как ненавистник человеческого рода использует все средст­ва, чтобы мы не достигли цели, указанной Христом: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Таким образом, борьба с грехом и дьяволом есть неотъемлемая часть земной жизни всех членов Церкви. Именно поэтому земная Церковь именуется Церковью воинствующей.

О Церкви торжествующей мы читаем в Послании апостола Павла к Евреям: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжест­вующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр. 12, 22–24). Исходя из слов апостола, к Церкви торжествующей принадлежат те существа, которые свободно полюбили Бога и сделали однозначный и неповоротный выбор в пользу бытия с Ним. Сердца их наполнены радостью и торжеством, поскольку только единство с Богом приносит истинное блаженст­во и покой. Блаженный Августин писал: «Ты, Господи, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, доколе не успокоится в Тебе».

 

«Хочешь спастись? — Пребывай в Церкви…»

— Сейчас часто можно услышать слова «у меня Бог в душе, зачем мне ходить в церковь?» А святые отцы учат, что «без Церкви нет спасения». Почему же недостаточно считать, что «Бог у меня в душе» или «в сердце»?

— Важно всегда помнить: самое главное сокровище Церкви — это благодать. Господь Иисус Христос говорит: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 5–6).

Как нам пребывать со Христом? Эта возможность существует только в Церкви, а именно: теснейшее единство осуществляется в таинствах Крещения и Евхаристии. Про Крещение мы читаем следующее: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

О необходимости таинства Евхаристии Хрис­тос говорит: …истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53–56). Можно перефразировать слова «без Церкви нет спасения» следующим образом: без таинств, через которые подается Божественная благодать, невозможно победить грех и достичь христианского совершенства.

— Почему для христианина важно участие в общей церковной молитве, почему недостаточно молиться дома?

— Церковь — это не просто место для молитвы. Надо отходить от этого очень узкого понимания предназначения храма. Посещать храм — это еще не значит быть членом Церкви. К сожалению, мы являемся свидетелями атомизации прихожан. Каждый молится о своем — личном материальном благополучии, о своих родственниках и друзьях, но, к великому сожалению, он не знает не только проблем, но даже имен стоящих рядом с ним в храме людей. Это очень печальный факт.

Церковь — это собрание людей, именующих себя братьями и сестрами. Здесь мы собираемся для совместного приобщения Тела и Крови Господних. В молитве Литургии святителя Василия Великого есть такие слова: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие». Человек может себя считать воцерковленным только тогда, когда он будет воспринимать окружающих его на приходе людей как своих близких и родных.

 

— Преподобный Ефрем Сирин писал: «Ничто не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение утружденных». В чем же заключаются эти радость, утешение, веселие, успокоение и отдохновение, как мы можем получить их в Церкви?

— Наверное, самой прекрасной иллюстрацией вершины церковной радости является Пасха. Радуются дети, взрослые, мужчины и женщины, люди всех социальных слоев и должностных положений. Человек не замыкается в своей радости, он ее транслирует другим людям, произнося слова «Христос воскресе».

Причин радости у членов Церкви множество, но главная — это радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Благодать Святого Духа освящает человека, исцеляет от греха, т. е. устраняет главную причину скорби — гнездящиеся в душе человека страсти.

Другая причина радости, вытекающая из первой, — это человеческое общение. В Церкви мы встречаем не только единомышленников, но и близких по духу людей. Здесь ты чувствуешь заботу и сам проявляешь деятельное участие в жизни других. Может, я рисую слишком идеальную картину, но к этому мы должны обязательно стремиться.

 

Церковь и общество

— Владыка, а какова роль Церкви в современном мире?

— Христос, обращаясь к своим ученикам, а в их лице и к своим последователям, говорит: Вы — соль земли… Вы — свет мира (Мф. 5, 13–14), тем самым подчеркивая их значимость в бытии мира. Бог ждет от человека в первую очередь не интеллектуального и профессионального развития, а именно нравст­венного совершенства. Перед всемирным потопом Господь так оценивает состояние человеческого рода: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть (Быт. 6, 3); увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5). Отсутствие праведников привело к гибели Содома и Гоморры (см.: Быт. 19).

Поэтому стратегическая задача Церкви в любое время бытия человечества — приводить людей ко Христу, делать их чище и добрее. Таким образом, внутренняя установка каждого человека на достижение святости меняет и само общество, выводит человеческие отношения на совершенно новый уровень — милосердия, сострадания, любви и взаимопонимания.

Беседовала Людмила ДОРОНИНА

Фото автора

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 6 (29), июнь 2025 г.