Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Наши духовные маяки

17 декабря 2025 г.

Старцы ХХ века — кто они? Какими были их жизни и судьбы? Чему мы можем у них поучиться и какой взять пример? Сегодня мы с вами, дорогие читатели, открываем книгу, изданную в 2015 году «Великие старцы двадцатого столетия», в которой приводятся 115 жизнеописаний святых угодников Божиих, живших в ХХ веке. Книга допущена к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Афонские и греческие старцы

Первый раздел книги повествует об афонских и греческих старцах. Например, в рассказе о святом Нектарии Эгинском мы узнаем, что его отличала не только нескончаемая доброта и любовь к людям и всему живому вокруг него, но и необычайная простота: в монастыре он служил как простой иерей, а архиерейское облачение висело около иконы Богородицы. Питался старец очень скромно, основной едой были бобы.

Или, например, преподобный Гавриил Афонский помогал страждущим, утешал, укреплял, наставлял заблудших, оказывал материальную помощь нуждающимся людям, молился за всех верующих, просивших его молитв.

А преподобный Силуан Афонский говорил, что благодать Божия уходит за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам: «Опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая». Позже он напишет: «Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но всё стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя».

Святые Оптиной пустыни

Во втором разделе книги мы можем познакомиться с жизнью оптинских старцев. Начинается он с повествования о том, что такое оптинское старчество, а также с тропаря и молитвы оптинским старцам.

Из жизни преподобного Нектария Оптинского мы узнаем, что уже при жизни он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения, но по своему смирению высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. «Спрашиваете, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиренною надеждой, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным; смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежности, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати и удаляющего от него милосердие Божие», — говорил преподобный.

Душеполезные советы читаем у преподобного Никона Оптинского, который много скорби претерпел в жизни, но остался предан воле Божией до конца дней: «Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно. <…> Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам. <…> Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей. <…> Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий».

 

Старцы России и зарубежья

В эту книгу также включены жизнеописания и высказывания праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Варнавы Гефсиманского, святителя Николая Японского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Николая Сербского, святителя Серафима (Соболева), священномученика Серафима (Звездинского), святителя Афанасия (Сахарова), преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, святителя Иоанна (Максимовича), преподобного Зиновия (Мажуго) и многих других.

Из жизнеописания преподобного Севастиана Карагандинского мы узнаем, что он очень высоко чтил святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого он совершал особенно торжественно, благоговейно и требовал этого от своей паствы. Также святой считал, что очень важно прикладываться к иконам: «На иконах — благодать Божия. Они защищают нас от темной силы. Они — помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые во славе благодати, намоленные веками, — чудотворные иконы. Иконы, как ручейки, от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью Богу», — приводятся слова старца.

Духовные дети преподобного Севастиана вспоминают, что батюшка имел дар от Бога лечить человеческие души своим словом, своим прикосновением: погладит по голове или такое вот слово скажет, которое сразу растворяет душу, приносит мир и покой. «Благодать Божия — это радость от Бога. И должен человек свой жизненный путь пройти для чего? Для любви, для добра, и страдать за них должен и терпеливо страдания сносить, перейти в вечную жизнь для радости, а не для муки. Там надо радости ждать, к радости вечной стремиться. Ошибается человек жестоко, и не прощается ему. И теряет он все, что приобрел. От ропота все пропадает и не дает заслуг», — поддерживал преподобный своих чад.

«Живите мирно»

После жизнеописания каждого святого в книге приводятся молитвы ему, а также тропарь и кондак. Также после некоторых жизнеописаний приводятся высказывания святых, письма к духовным чадам. В книге есть и жизнеописания старцев, пока не прославленных Церковью, но по их молитвам верующие получают благодатную помощь. В этом списке много и мирян, пострадавших за Церковь Христову в ХХ веке.

Так, мы читаем «Из писем к духовным чадам» игумена Никона (Воробьева): «Живите мирно, почитайте друг друга большими и лучшими себя, учитесь смиряться перед людьми и друг другом и перед Богом. Смиряться не наружно, а внутренно. А наружно будьте просты. Господь да хранит вас всех. <…> Надо все делать по силам. На телесные все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия…». Также приводятся в книге целиком его вдохновенные и глубокие проповеди, например: «Что есть Человек? Рождественская проповедь».

По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 15–16), — говорит нам апостол Петр. Перелистывая страницы этой книги, мы понимаем, что вот они — простые люди, были совсем рядом с нами, жили меньше ста лет назад и прославили Бога — наши святые современники. При этом жизнь многих подобна жизни первых христиан-мучеников, но они были неуклонны в самом главном — в любви к Богу и ближнему, смиренно несли свой крест, следуя за Христом. Жизнеописания и наставления святых угодников Божиих, собранные в этой книге, показывают нам: мы все можем стать святыми, и вот нам пример, который нас утешает, направляет и поддерживает на пути к святости, т. е. к Богу.

Наталья САХАРОВА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 12 (35), декабрь 2025 г.