Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Святые дни сентября

Для православного христианина каждый сентябрьский день отмечен одним, а то и несколькими церковными памятными событиями. Среди них есть те, которые дороги всем верующим людям, и есть одно особенное, родное для жителей Саратовской области. Вместе со священнослужителями мы напомним о самых важных праздниках этого месяца.

Наши родные святые

Собор Саратовских святых по обыкновению выпадает на середину месяца. Церковь будет совершать их память в воскресный день, ближайший к 13 сентября.

Список Собора Саратовских новомучеников постоянно пополняется и сегодня уже насчитывает 28 человек. Почти все они жили сравнительно недавно, в прошлом XX веке, и пострадали в годы гонений за веру, были убиты или скончались в тюрьмах за свое служение Христу. Саратовской земле эти люди причастны по происхождению, трудам или по кончине и теперь являются ее небесными покровителями. День их памяти — праздник, напоминающий о лучших людях нашей земли, настоящих христианах, которые, казалось бы, навсегда были вычеркнуты богоборцами из истории нашего региона. Но трудами саратовских краеведов, архивистов, волонтеров постепенно восстанавливается картина гонений на Церковь в Саратовской митрополии, и мы все больше узнаем о тех, кто теперь предстоит престолу Божию. Их путь — путь страдания и терпения — важный духовный урок для нас. 

Новый год по осени считают

14 сентября верующие начинают новый церковный год. Какова история дня новолетия в России?

«На I Вселенском Соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — даты Пасхи и подвижных праздников и начало года — 1 сентября. После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта и символизировал весеннее пробуждение природы, — объясняет настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус протоиерей Евгений Клементьев. — Только в 1492 году Московский Собор стал считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта. Произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читались Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная литургия. Главное торжество проходило в Москве на Соборной площади Кремля. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В 1699 году Петр I ввел новый гражданский календарь, в соответствии с которым годы отсчитывались от Рождества Христова, а новый год начинался 1 января. Церковь же и далее продолжила праздновать начало церковного года с 1 сентября. После революции 1917 года в России был введен новый — григорианский — календарь (новый стиль). Главное различие григорианского и юлианского календарей заключается в том, что с течением времени разница между ними увеличивается. В XXI веке она составляет 13 дней, а в XXII будет составлять уже 14 дней. Таким образом, по новому стилю новолетие отмечается 14 сентября».

День Ее Рождества

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это первый праздник в церковном году.

 «Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное во II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, творили милостыню, терпели. И Бог их вознаградил. Это является для нас примером их крепкой веры, смирения и надежды.

Приход в мир Богородицы — Матери Христа — чудо вселенского масштаба. Это наше спасение, ведь через Нее приходит Иисус Христос, — напоминает нам историю и смысл этого праздника настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Покровска протоиерей Роман Коздринь. — Для нашего храма это престольное торжество. Любой праздник Матери Божией — это для нас чистая радость.Пресвятая Владычица за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и широкой любовью. Об этом нам не стоит забывать, как и о Ее благочестивых родителях, получивших от Господа в дар ребенка и отдавших Деву Марию на служение Богу. Это еще один удивительный, глубокий и одновременно бескорыстный пример жертвенного служения».

Храм обретет крест

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Распятие для верующих — великая святыня, символ спасения всего рода человеческого от власти греха и смерти.

«В этот день все наши мысли о Кресте — о Кресте Господа нашего и, конечно же, о кресте каждого из нас. Нам иногда кажется, что наш жизненный крест является непосильным. Мы, немощные и слабые люди, действительно можем переживать, чувствовать и думать так.Но одновременно мы, как люди верующие, должны понимать, что наш жизненный крест составляет маленькую частичку величественного Креста Господня, на котором Он взял на Себя все наши грехи», — говорит настоятель храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с. Подгорное Энгельсского района священник Димитрий Попеко. Уже несколько лет подряд он вместе с прихожанами других храмов в эти сентябрьские дни приезжает в село Подгорное, чтобы в стенах разрушенного Крестовоздвиженского храма отслужить молебен, а в алтаре в приспособленной палатке — Литургию. Это один из древнейших храмов Покровской епархии. Церковь была построена в предреволюционные годы. Несмотря на то что деревня Подгорная от приходского села Терновка была удалена лишь на две с небольшим версты, в весеннее половодье сообщение между населенными пунктами становилось почти невозможным. По этой причине в деревне и решено было построить свой храм. Сначала был разработан проект, который оказался очень дорогим. Второйпроект, более скромный, был утвержден в 1909 году. Но и он оказался не по карману крестьянам Подгорного и в жизнь воплощен не был. В 1914 году утвердили третий проект, значительно упрощенный и не предусматривавший колокольню. В 1915 году все же изыскали средства и на колокольню, которую решили пристроить к храму. В 1916 году строительство церкви было завершено, а ее освящение запланировали на 26 сентября 1916 года. Однако сведений о том, состоялись ли торжества и совершались ли там богослужения, до наших дней не сохранилось.

«В интернете содержится информация, что в связи с революцией храм так и не был освящен. Но это вызывало сомнения, и верующие люди села решили устранить этот исторический пробел. Поскольку раньше Саратовская митрополия входила в Самарскую губернию, они заказали архивную справку в Самарской епархии, которая подтвердила, что действительно было три проекта, чтохрам был построен в 1916 году и что в нем совершались службы, а незаконченной оставалась только колокольня», — рассказывает отец Димитрий.

В советское время долгие годы церковь использовали для сельскохозяйственных нужд. Тогда-то и было утрачено ее внутреннее убранство, и, что самое страшное, с годами полностью обветшала и обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены… Но сегодня спустя более чем сто лет в разрушенном храме звучит молитва, а в день праздника Воздвижения Креста Господня проходят престольные торжества. Стараниями отца Димитрия церковная жизнь села оживает, два раза в месяц в храме под открытым небом совершается богослужение.

То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Прихожане на это надеются и верят, что древний храм обретет свой купол и крест.

Газета «Церковная жизнь» (Покровская епархия), № 10 (295), сентябрь 2024 г.