Сокровенный уголок России
25 октября 2024 г.
7 августа 2024 года Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь будет отмечать 580-летие со дня блаженной кончины его основателя — преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца — и 590 лет со дня основания обители. Сегодня она представляет собой один из самых грандиозных храмовых комплексов Нижегородской области. Когда же смиренный инок Макарий основал монастырь на берегу Желтого озера (со временем поглощенного рекой Волгой), он построил здесь первый деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Но спустя четыре года ордынский хан Улу-Махмет сжег обитель... Разные времена знавал этот древний монастырь: и полное запустение, и периоды величайшего духовного расцвета. Предлагаем вниманию читателей «Монастырского вестника» беседу с его настоятельницей игуменией Ниной (Антоновой).
Всецело преданный Господу
— В житии преподобного Макария Желтоводского и Унженского чуть ли не каждый факт вызывает изумление. А что, матушка, на Вас лично произвело неизгладимое впечатление при знакомстве с жизненным путем подвижника?
— В житии преподобного Макария есть момент, который очень схож с одним моментом в житии преподобного Сергия Радонежского. Это когда преподобный Макарий, приняв спасительную благодать через святое Крещение, явил на себе особенное знамение Божие. Младенческие уста еще даже не могли произносить хвалы перед Господом, а сердечко грудного младенца уже влекло его к святому храму. Он просыпался и громко плакал при звуке колоколов и успокаивался лишь в том случае, если родители приносили его в церковь. Что заставляло их, людей благочестивых, богобоязненных, вымоленного у Господа сыночка носить на богослужения постоянно... Второй момент (тоже не менее поразительный), когда преподобный Макарий, тайно от родителей ушел из дома и, обменявшись одеждой со встретившимся ему по дороге нищим, в обносках пришел в Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь. Отрок попросил архимандрита Дионисия (постриженика Киево-Печерского монастыря, будущего святителя) взять его в число братии. Представился он настоятелю круглым сиротой, жителем другого города. В ту пору ему было 12 лет...
Безутешные родители долго искали сына, и только по прошествии трех лет по Промыслу Божию отец узнал от одного старца, что в Печерской обители находится юный инок, пришедший туда как раз три года назад. В описании старцем того отшельника нижегородец Иоанн узнал своего сына и отправился в монастырь, который располагался на крутом правом берегу Волги. Преподобный Макарий не хотел выходить из своей кельи к отцу — настолько велика была его любовь к Богу, к иноческому житию. Отец слезно умолял сына показать хотя бы лицо, но всецело преданный Господу инок оставался непоколебим в своем намерении. Только лишь из чувства жалости к пребывающему в скорби родителю он протянул руку в окошко. И утешенный отец, целуя сыновью руку, произнес: «Возлюбленное чадо мое! Продолжай спасать душу твою и молись о нас Богу». Эти два момента меня особенно впечатлили.
— Запомнились образные слова одного православного историка о масштабе личности преподобного Макария: «Волга, от Костромы до Казани, — вся как единый памятник его духовным подвигам». К святому приходили послушать беседы, а потом и креститься язычники (чуваши, марийцы, мордва, жившие здесь веками), приходили и мусульмане. Преподобный основал сначала Богоявленский Луховский монастырь, затем ваш. И в 90-летнем возрасте он основал Свято-Троицкую Макариево-Унженскую обитель. Как у вас будет проходить празднование?
— День памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского — это масштабный епархиальный праздник. Это такой же великий праздник, как и день памяти преподобного Серафима Саровского, отмечаемый 1 августа. Накануне, 6 августа, в монастырь приезжают архиереи, священники, миряне. В главном соборе обители, Троицком, совершается соборное архиерейское служение: малая вечерня с акафистом преподобному Макарию и после нее всенощное бдение. В сам день праздника будет совершена Божественная литургия, которую возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Затем состоится крестный ход вокруг монастыря с ковчегом с честной главой чудотворца Макария. А по окончании всей торжественной части на берегу Волги у монастырских стен пройдет фестиваль духовных традиций и народного творчества «Макарьевский перезвон». В нем примут участие народные самодеятельные вокальные и инструментальные ансамбли, солисты, звонари. В этом году фестиваль пройдет уже на всероссийском уровне.
За судьбоносным советом — к духовно опытной игумении Софии
— Матушка, и в Вашей биографии немало интересных фактов, о которых хочется узнать поподробнее. Точнее, что за ними стоит — какие события, какие движения души. Вы ведь в монастырь пришли совсем рано, в 14 лет. Иночество приняли в 19... Поднимала из руин Желтоводскую обитель, переданную Церкви в начале 90-х годов, Ваша родная тетя — игумения Михаила (Орлова).
— Да, матушка Михаила приехала сюда из Рижского Свято-Троицкого женского монастыря, где подвизалась десять лет. Узнав от настоятельницы игумении Магдалины (Жегаловой), что жребий — возрождать поруганную святыню на Нижегородчине — пал на нее, матушка в слезы: уж так ей не хотелось расставаться с родной обителью! Но ее духовник, старец Наум (Байбородин), к которому она с другой сестрой, соседкой по келье, отправилась в Троице-Сергиеву лавру, благословил монахиню Михаилу на игуменство. Мне же часто вспоминается, как когда-то еще совсем молодая сестра моей мамы тетя Люда (мирское имя матушки), моя крестная, приезжала к нам на приход, где служил мой отец — протоиерей Иоанн — и привозила своим племянникам и племянницам подарки. Мы, ребятишки, росшие в многодетной семье, всегда радовались ее приездам. И не только из-за подарков, а в первую очередь потому, что чувствовали ее доброту, душевное тепло. После мы стали ездить к ней в гости — в Рижский монастырь, после принятия ею монашества. И в летний период я и моя старшая сестра оставались там на какое-то время, чтобы пожить в стенах обители, потрудиться в ней и побыть со своей тетей.
Потом в 14-летнем возрасте я пришла в Макарьевский монастырь навсегда. До этого часто с родителями, с бабушкой, с дедушкой приезжала сюда на праздники особо чтимых святых и практически каждые летние каникулы проводила здесь — выполняла разные послушания, разные поручения от матушки. Мое намерение остаться в монастыре навсегда сложилось как-то само собой. Ну и, конечно, большую роль здесь сыграло благословение архимандрита Наума, чьей духовной дочерью была моя мама с самых ранних лет — она ездила к нему на исповедь, ездила за советом при решении каких-то актуальных вопросов, ездила за назиданием. А выйдя замуж (также по благословению батюшки), родив и воспитывая детей, стала и нас, своих чад, возить в Лавру к старцу.
— Выполняя традиционные монастырские послушания (плюс к ним требующее предельной сосредоточенности, приобретения особых навыков послушание позолотчицы куполов и еще — послушание водителя), Вы тем не менее смогли получить среднее специальное образование (экономика и бухгалтерский учет) и высшее (юриспруденция). Что касается пострига в мантию, он состоялся спустя много лет. Понятно, что у каждого свой путь, своя история. У Вас как это было?
— Действительно, у меня своя история. Постригли меня в мантию в 39 лет. Я хорошо помню 14 ноября 2020 года — это был шестой день после кончины матушки Михаилы. Сколько жизней унесла тогда пандемия ковидом! И вот поздно вечером на мой телефон приходит сообщение от епископа Лысковского и Лукояновского Силуана (в то время — правящего архиерея нашей епархии, а ныне он возглавляет Калачинскую и Муромцевскую епархию, входящую в состав Омской митрополии). Читаю текст: «Благословляю инокиню Веру готовиться быть игуменией Макариевского монастыря. Принимаете ли Вы это благословение?» Конечно, я не сразу ответила владыке, потому что все это было совершенно неожиданно, это меня ошеломило. Так как я давно знакома с игуменией Софией (Силиной), настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, (наша семья знает матушку много лет), я написала ей, попросив ее мудрого совета: что мне делать? Как мне быть? Матушка ответила: «Не отказывайтесь от благословения Божия — Господь призывает Вас на ответственное служение». И тогда я написала владыке следующее: «Не смею отвергать Божие призвание, пришедшее через Вас. Да будет благословенна, владыка святый, воля Божия и преподобного Макария. Ничтоже вопреки глаголю».
На тот момент я была инокиней Верой (при постриге в иночество мирское имя мне не меняли). И владыка благословил готовить все необходимое для монашеского пострига. Очень скоро, 28 ноября, епископ Силуан постриг меня в мантию и нарек именем в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Перед утверждением на должность игумении я проходила стажировку в Новодевичьем монастыре в городе на Неве. И то, что матушка София в мае 2022 года приехала к нам и в день возведения меня в игумении была рядом, молилась с нами в храме, стало для меня большой духовной поддержкой. Побывала у нас игумения София и совсем недавно, в июне этого года, вместе с наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Вениамином. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла они, члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, в рамках работы Синодального отдела по монастырям и монашеству знакомились с внутренней жизнью и хозяйственной деятельностью нашей обители.
Трудятся как пчелки
— Матушка, в вашем монастыре, который когда-то, при первом взгляде на него издали — с речных просторов Волги, показался будущей игумении Михаиле громадиной, сколько сейчас сестер подвизается? И какие у них послушания?
— Сестер у нас немного, 16 человек. Послушания распределяем по силам. Большая часть сестер преклонного возраста, у них в основном молитвенные послушания, чтение Псалтыри. Остальные сестры трудятся, согласно чреде, на кухне, в трапезной, в храме, в пекарне, на огороде, за курочками ухаживают. Также наши сестры водят экскурсии. То есть у некоторых получается по несколько послушаний исполнять. Я то и дело им говорю: «Сестры, трудитесь в меру и, если почувствуете, что устали, идите отдохните. Потом, немножко отдохнув, вы намного лучше закончите начатое послушание». В летний период у сестер нагрузки значительно возрастают. Но слава Богу, преподобный не оставляет свою обитель без сторонней помощи. Сюда приезжают волонтеры, паломники и, увидев, что нас мало, многие остаются, чтобы помочь. Кто — на несколько дней, а кто на неделю или даже на целый месяц!
— Что Вы обычно доверяете мирским помощникам, какие работы?
— Ну уж без работы у нас никто не останется! Сестрички-паломницы трудятся на огороде — сажают, поливают. Трудятся они на цветниках — высаживают цветочную рассаду, ухаживают за цветами. Также убирают в храмах. Братья-волонтеры косят траву на территории монастыря, заготавливают дрова: колют, пилят, складывают в поленницы. Зимой — убирают снег. В течение тридцати лет к нам приезжают наши бессменные помощники из города Бор Нижегородской области. Им мы можем доверить любое послушание, любую работу. Они здесь знают каждый уголок! И особенно неоценима их помощь перед главным престольным праздником монастыря, приходящимся на 7 августа. Каждый год наши борские друзья приезжают за неделю до праздника и трудятся как пчелки, готовя обитель к торжествам.
— Замечательно, когда люди трудятся, как эти трудолюбивые создания, которые, согласно научным фактам, в своем усердии обгоняют даже муравьев. Но скажите, какое отношение у Вас и сестер к паломникам и туристам, заезжающим в обитель по пути? В некоторых монастырях сетуют, что это нарушает строй монастырской жизни. В других — напротив — радуются, находя обоюдную пользу.
— Мы входим в число тех, кто радуется, хотя, разумеется, это вносит некие коррективы в ритм монастырской жизни. Летом бывает много теплоходов с туристами, мы всех принимаем с любовью — это наше послушание, наша миссионерская деятельность. Многие из туристов впервые видят наш монастырь, впервые о нем слышат, поэтому сестрам-экскурсоводам приходится подробно рассказывать о его истории, о преподобном Макарии и великой нашей святыне — его честной главе. А также рассказываем о монастырских храмах и о современной жизни обители. Монастырь живет исключительно на пожертвования от паломников и туристов, для него это большое подспорье. Что касается паломников, которые знают о подвигах преподобного Макария, чтят его, эти люди приезжают поклониться его честной главе и попросить у святого помощи в различных своих нуждах. Особенно преподобный Макарий покровительствует тем, у кого долго не бывает деток. Уже немало чудес зафиксировано, когда по молитвам к нему у молодых супружеских пар рождались дети. Если рождался первенец, мальчик, родители при Крещении давали ему имя — Макарий (в честь преподобного Макария)…
— В Интернете немало публикаций со статистическими данными о «моде» на имена среди россиян: какие из них сегодня «наиболее популярны», а какие «сдали позиции». Как-то не укоренилось в сознании определенной части людей, что появившегося на свет ребенка надо крестить, потому что Крещение — это вход человека в Церковь, это возможность стать причастником спасения, совершенного Христом для всех людей. И что имя своему чаду нужно давать не экзотическое, а имя святого, который станет для него и примером, и Небесным покровителем.
— Дай Бог, чтобы понимание этого пришло к как можно большему числу людей. Вот почему, мне думается, рассказы наших сестер-экскурсоводов можно по праву отнести к миссионерской деятельности.
— В этой беседе мы вспомнили Вашу тетю, возродительницу монастыря. А с маминым братом, приснопоминаемым иеромонахом Авраамием, который, по свидетельству ездивших на Афон русских паломников, был одним из самых известных и любимых в России афонских старцев, Вы встречались?
— Виделась я с ним не так часто, как хотелось бы, но мы всегда были на связи — в любое время я могла ему позвонить, поговорить. Когда отец Авраамий приезжал в Россию (в основном в Москву), у меня иногда появлялась возможность съездить в столицу, чтобы лично увидеть дорогого дядю. Несколько раз он приезжал и в нашу обитель. В одном интервью матушка Михаила вспоминала, что в школе, с легкой руки учительницы, не по-доброму относившейся к детям из верующей семьи, его стали называть «преподобным Анатолием» (Анатолий — мирское имя батюшки). Спустя годы он выбрал монашеский путь. По благословению Святейшего Патриарха Пимена отправился на Святую Гору Афон, где стал насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Потом был одним из основателей и иеродиаконом его московского подворья. Затем возрождал на Афоне, практически из небытия, келью святого Модеста, будучи ее настоятелем.
— И если взять другую ветвь: священнослужителем был Ваш дедушка по линии отца, протоиерей Геннадий. Ваш папа, протоиерей Иоанн Антонов, более 45 лет прослужил настоятелем сельского храма Казанской иконы Божией Матери в Чувашии и был духовником Алатырской епархии с момента ее образования. Отпевание почившего в январе прошлого года отца Иоанна возглавил его родной брат — митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий. К мощным побегам этого духовного корня также хотелось бы обратиться в следующем нашем интервью.
— Хорошо.
***
Преподобный Макарий отошел ко Господу в 1444 году. Через 227 лет были обретены нетленные мощи святого подвижника. Более двух столетий они пробыли в земле, но силой Божественной благодати сохранились нетленными. Нетленными оказались схима, мантия и пеленание с покровами... Отшумели века, и пришла эпоха лютого богоборчества, эпоха невиданных гонений за веру. В 1929 году мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты, вынесены из стен Свято-Троицкого Макариево-Унженского мужского монастыря Костромской области и переданы в краеведческий музей. Но Господь так судил, что через определенное время честная глава оказалась у одного из священнослужителей, и он долгое время хранил ее у себя. После его кончины глава перешла по наследству его брату, тоже священнику, который хранил ее как величайшую святыню.
А дальше... Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий вспоминал, что, когда он, в ту пору епископ, возглавлявший Нижегородскую кафедру, вместе с группой паломников совершал свои молитвы в святом граде Иерусалиме, посещая многие святыни, ему позвонили из России и сообщили, что у одного священнослужителя хранится честная глава преподобного Макария. «Такая новость нас совершенно ошеломила», — сказал владыка. Оказывается, священник, хранивший святыню, узнав, что возрождается обитель на Желтых Водах, по милости Божией, по своему милосердию решил передать ее Нижегородской епархии. И все же, по рассказу владыки Георгия, в этом вопросе была проявлена осторожность, чтобы не дать диаволу посмеяться над христианскими чувствами, ибо в Священном Писании сказано: «Всякое дело подвергай испытанию и рассмотрению». К исследованию обретенной главы были привлечены московские специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава России, которые подтвердили подлинность честных останков.
Каким радостным, полным ликования стал для игумении Михаилы (Орловой) и сестер обители тот августовский день 2007 года, накануне престольного празднества, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II честная глава основателя монастыря была перенесена сюда крестным ходом по реке Волге! Знаменательное событие собрало большое количество паломников из разных городов («не меньше, чем в Дивеево», — отмечали многие). Причем в этот день состоялось двойное торжество, поскольку вновь был освящен главный монастырский храм — собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, который до этого реставрировался.
Еще спустя десять лет у монастырских стен, на берегу Волги, был установлен масштабный монумент преподобному Макарию. «Пусть этот образ благословляет всех, кто проплывает по Волге, и всех паломников, которые приезжают в обитель. Преподобный Макарий — один из тех угодников Божиих, которыми созидалась Святая Русь. Возводя храмы и памятники нашим святым, мы продолжаем традиции наших отцов», — сказал после освящения монумента митрополит Георгий. В теплое время года обитель посещает великое множество людей. Зимой — другая картина. В «несезон» здесь стоит тишина... Но те, кто побывал в монастыре, кто увидел пять его храмов и с чувством глубокого благоговения поклонился святыням, кто прикоснулся к монастырской жизни, наверняка почувствовали: это поистине сокровенный молитвенный уголок нашей огромной России, который делает ее духовно сильнее.