Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

«Солнечный»: возвращенное лето

Весной 2024 года Саратовскую митрополию облетела радостная весть: вновь открывается летний лагерь «Солнечный»! И сотни людей вдруг обрадовались как дети, полетели сообщения и звонки: «Слышали?! Слышали?! “Солнечный” открывается!». «Неужели?!» — словно боялись поверить в чудо их адресаты. В соцсетях стали делиться старыми снимками: «Я был там в 2010-м», «А помните наш спектакль?», «Вторая смена 2008 года, мы — вожатые». И вдруг стало понятно, как много людей и как остро скучали по этому лагерю — словно в цельной орбите жизни епархии чего-то не хватало, словно недоставало в семье уехавшего родственника. Будто однажды разорвалась цепь крепкого, жизнерадостного хоровода и вот теперь — вновь соединилась. Как в мультике про домовенка Кузю — искавшая счастье ворона вдруг понимает: «Счастье — это когда все дома!».

 Прошлый век

В советское время пионерский лагерь был непременной частью детской школьной жизни. Практически у каждой крупной организации были собственные лагеря, где дети сотрудников проводи­ли лето. В те годы отношение к детям было общин­ным, и обо всех взрослые заботились внимательно, по-отечески, как о своих. Поэтому, пока родители трудились на производстве, миллионы школьников отдыхали на природе, усиленно питались, загора­ли, занимались спортом и творчеством, набираясь сил перед новым учебным годом.

В 90-е годы идея общности, общей страны была с презрением отвергнута, и «детский вопрос» не стал исключением. В жизнь настойчиво внедрялся новый принцип: «Ваши дети — вы о них и заботь­тесь». В эпоху дележа госсобственности, время переломов и переделов детские лагеря бросали на произвол судьбы — не до них было. Летние островки детского отдыха стремительно исчеза­ли — что-то отходило под коттеджную застройку, что-то было просто оставлено и растащено жите­лями окрестностей… До 2000-х годов не дожили многие лагеря, а те, что уцелели, встречали новое время в полуразрушенном состоянии. Таким был и лагерь «Солнечный», в 2007 году переданный Саратовской епархии.

 

 Истоки и предтечи

Наверное, к епархии этот лагерь попал не слу­чайно — потому что общинный принцип родитель­ского, неравнодушного отношения ко всем детям, к сожалению, в наше время сохранился, пожалуй, только в Церкви. Идея организации детского отды­ха в 2000-е годы в стремительно развивающейся Саратовской епархии буквально витала в воздухе. Самые активные молодые священники отважива­лись на первые попытки воплощения в жизнь этой коллективной мечты.

Диакон Кирилл Бобров в начале 2000-х был школьником и как воспитанник побывал практи­чески во всех православных лагерях того десяти­летия. «Первый православный лагерь в Саратове, насколько я знаю, появился в июле 2004 года, — вспоминает отец Кирилл. — Это был паломниче­ский лагерь во имя великомученицы Параскевы, и находился он возле одноименного источника, у села Елшанка Воскресенского района. Его орга­низатором и духовником был ныне покойный иерей Александр Ионов. Лагерь был палаточный, спали в спальниках, готовили на костре, вместе с нами жили и помогали в быту наши родители. Пробыли мы там дней десять, а потом нас прогнали дожди. На следующий год, в 2005-м, отец Владимир Каширин организовал православный военный лагерь. Располагался он на армейском полиго­не — тоже в палатках, но уже были полноценная палаточная часовня, полевая кухня и армейские кровати. Запомнилось, что старшие ребята как-то раз стреляли на полигоне из настоящих автоматов и вроде даже пистолетов. Мы с увлечением соби­рали по территории лагеря гильзы — для нас это был поиск сокровищ! А любимым соревнованием была полоса препятствий».

В те же годы — в 2004 и 2005 годах — в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района про­ходили смены еще одного православного лаге­ря, который организовали священник Алексий Абрамов и его супруга Ульяна. «Так получилось, что в то время сразу семь саратовских школ при­гласили меня преподавать основы православной веры, — вспоминает отец Алексий. — Когда я рас­сказывал ребятам из невоцерковленных семей о христианстве, о церковной жизни, мне очень хотелось им все это показать, что называется, вжи­вую. И в период летних каникул мы организова­ли для них лагерь в санаторно-лесной школе села Алексеевка. Природа там изумительная, и ребята замечательно отдыхали вдали от городской суеты. На богослужения мы ходили в старинный храм Алексеевки (монастыря там тогда еще не было), и я специально привозил из Саратова певчих, чтобы дети услышали настоящую Литургию с ее возвышенной, сложной музыкой. За время смены ребята начинали дружить, многие из них потом приезжали к нам, в саратовский храм равноапо­стольной Марии Магдалины, просто пообщаться, за чаем повспоминать те счастливые летние дни. И очень многие, познакомившись в лагере с хрис­тианской жизнью, потом воцерковлялись».

 

 «Первый православный»

Вскоре было решено организовать православное лето сразу для большого числа детей — и поближе к Саратову. В 2006 году прошли первые смены на базе детского лагеря «Солнечный» — фундамент и основание всей его будущей жизни.

Вожатые и педагоги «Солнечного» — сами дети советского времени — начали интуитивно, методом проб и ошибок искать идеи, как сделать отдых ребят активным, полезным, веселым и при этом наполнить его христианскими смыслами, дать детям установить и почувствовать свою личную связь с родной историей и с церковной традицией.

Отряды тогда назывались уделами: было три удела мальчиков и три — девочек. Каждый удел носил имя того или иного святого, ребята подробно изучали его житие. Каждый отряд знал тропарь своему святому и пел его вечером на молитве. Со стороны было очень забавно, когда сначала млад­шие девчонки тонкими голосами пропевали тропарь блаженной Ксении, а потом старшие парни басили тропарь Михаилу Архангелу.

Отец Кирилл Бобров в то лето тоже попал в «Солнечный». «Ярче всего мне запомнились игры, — вспоминает он. — Одна была военная, в лесу, где искали шпиона, освобождали пленника, делали мины из пакетов с водой, разжигали костер, стреляли из пневматического пистолета. А еще одна игра была про Крещение Руси. Старший отряд мальчиков был христианами, остальные — язычниками. Задача христиан была убедить дру­гих принять христианство. Но… словом убедить не получилось, да и обед был близко, поэтому, набрав воды, они отправились “крестить” язычников по своему усмотрению. Сначала “покрестили” отря­ды мальчишек помладше, то есть нас, а потом мы все вместе отправились разорять языческие базы девчонок, обливая их водой… Такие варварские христиане из нас вышли. А в конце мы обрушили какое-то огромное бревно-идола, и даже кто-то его топором рубил. Короче, христианами стали все!

По вечерам из соседнего лагеря “Кристаллик” слышались звуки дискотеки, но мы, дети, это даже как-то осуждали. А кроме того, отряды из этого лагеря ели в нашей столовой, и нам приходилось их иногда долго ждать… Конечно, неудобств всяких было много: крыша в столовой текла, как реше­то, в дождь образовывались лужи на столах и на полу; домики, лавочки были облезлыми, старыми, не было удобных ногомоек и раковин… Но! Был христианский дух! Дух единения, дружбы, свободы и любви. Основание было положено, и основание то было крепкое».

 

Верной дорогой

Главной «фишкой» православного лагеря было отсутствие дискотек. Этот принципиальный момент неизменно вызывал удивление вожатых соседних лагерей — «А чем же вы детей вечером занимаете?» — и рождал гордость у самих оби­тателей «Солнечного» — и больших, и маленьких. При этом дети совершенно не чувствовали себя обделенными: взрослые не жалели времени и сил, чтобы увлечь и занять детвору. Конкурсы, сорев­нования, концерты, КВН и веселые эстафеты не давали ребятам заскучать ни на минуту.

Чего только не придумывали вожатые! Их кипучая энергия вовлекала детей в постоянный круговорот ярких событий. Попадая в лагерь, каждый ребенок чувствовал, что он нужен, нужны его активность, его участие и творческие силы. Дети сами сочиняли сценарии для много­численных постановок, становились героями сказок на новый лад и персонажами масштабных игр, пробовали себя в пении, танцах, всевозмож­ном рукоделии.

А еще приезжали сотрудники МЧС на пожар­ной машине, рассказывали про тушение пожаров, давали примерить снаряжение и ко всеобщему восторгу поливали всех водой из шланга. А еще — прогулки на пароходике по Волге и дальние похо­ды по Кумысной поляне. А еще — по вечерам песни у костра под гитару… Всего не перечесть!

Тогда не были распространены смартфоны и интернет, зато была лагерная почта, где все друг с другом переписывались, а в конце смены награждали самых активных.

До сих пор тогдашние обитатели «Солнечного» с теплом вспоминают игру «в ангела»: на протя­жении всей смены каждый ребенок тайно заботил­ся о своем подопечном. Подопечный определялся по жребию, и ребенок не знал, кто ему достанет­ся, но соглашался стать для него на время «анге­лом» — чем-то тайно помогать, дарить подарки, незримо проявлять заботу. Такие маленькие уроки христианской нравственности созидали дух смены, ее особую теплоту и характер.

 

Маленькая братия

Веселье, конкурсы, концерты, игры и актив­ности… «Спать не успеваем!» — говорили жите­ли «Солнечного». Но все-таки сердцевина жизни лагеря была в другом. Богослужение и молитва как мощный внутренний стержень объединяли детей и взрослых и освящали общее пространство.

Общепризнанным центром лагеря был поход­ный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Утром и вечером ребя­та вместе с вожатыми читали в нем молитвенное правило, в субботу вечером совершалось всенощ­ное бдение, а по воскресеньям или в дни вели­ких и двунадесятых праздников — Божественная литургия. «Практически на каждой Литургии большинство жителей лагеря исповедовались и причащались, и не только дети, но и вожатые, воспитатели. Это очень важный момент: ребя­та видели, что не просто взрослые их подталки­вают к участию в каком-то мероприятии — нет, они тоже участвуют в таинствах вместе с детьми. В этом смысле на время смен в лагере возникала самая настоящая евхаристическая община, — рас­сказывает священник Ярослав Коздринь, директор Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова, много лет бывший духовни­ком лагеря. — “Солнечный” давал опыт церковной жизни детям, у которых его не было. Были случаи, когда к нам приезжали ребята не воцерковленные, но, попав в общество сверстников, которые молят­ся, крестятся, берут благословение священника, они тоже становились православными христиана­ми. Порой мы прямо в лагере крестили детей — разумеется, с согласия родителей, а вожатые ста­новились крестными, и для всей смены это было большое торжественное событие.

Был и еще один важный момент: те дети, кото­рые уже привиты к церковной традиции, понима­ли, что за ними их семья и их приход. Если кто-то начинал хулиганить, мы предупреждали: если это не прекратится, сообщим твоему батюшке. И ока­зывалось, что для ребенка это очень важно. Чаще всего воспитанник просил, чтобы батюшке не сооб­щали, потому что понимал, что представляет свою общину и своим поведением может всех подвести».

Анастасия Терентьева с удовольствием отды­хала в лагере несколько смен подряд, а позже стала в нем вожатой, но вспоминает, что понача­лу ехать туда активно не хотела. «Я туда попала в пубертатный период, когда у подростков про­исходит внутренняя ломка — не хотелось в храм идти, да и в православный лагерь не хотелось. А уезжала я из “Солнечного” буквально со слеза­ми! У меня появилось столько православных зна­комых, друзей, что я стала просто бежать в храм! До этого у меня такого не было. В лагере нас как-то по-домашнему тепло, по-родительски приучали к молитве, к заботе друг о друге, и сейчас я пони­маю, что это и было самое главное».

Именно в «Солнечном» множество детей впервые узнали, что такое христианская жизнь. Открывали для себя новое и воцерковленные ребята. В храме они обычно бывали только по вос­кресеньям, а в лагере — включались в круг регу­лярной молитвы, праздничных богослужений, сами учились читать и петь, то есть быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками служ­бы, и таким образом менялся их взгляд на церков­ную жизнь. Удивительно, но именно моменты, свя­занные с богослужениями, особенно глубоко запа­дали детям в душу.

Среди самых ярких впечатлений от лагеря все наши собеседники практически единодушно назы­вали полунощницу — ночное богослужение, кото­рое обычно совершается только в монастырях. В «Солнечном» ее совершали раз в смену, чтобы дети могли познакомиться с опытом жизни мона­шества. В полночь, как и положено, ребята со све­чами шли от своих отрядных домиков к походному храму, как маленькая братия.

«Это ощущалось как-то особо: немного странно, что ты ночью вдруг встаешь, и не на какое-то яркое мероприятие, а именно на молитву, чтобы Богу посвятить часть ночи, пойти на какой-то труд, — вспоминает отец Кирилл Бобров. — Причем вожатые даже утрировали, говоря нам, что участие в таком богослужении еще надо заслужить, не все пойдут. И это придавало нам особый стимул: я же молодец, я пойду на такую сложную службу, я встану, не просплю! И практически все шли на эту молитву с удовольствием. Она была впечатля­ющим событием, особенно песнопение “Се, Жених грядет в полунощи” — сердцевина этого малень­кого богослужения. Это было особенно атмосфер­но, незабываемо!».

Священники на территории «Солнечного» нахо­дились постоянно, и их присутствие для детей было очень важно — ребята шли к ним со всеми своими вопросами, сомнениями и проблемами.

«В обычной жизни, на приходе или в вос­кресной школе, для общения со священником у детей все-таки есть барьеры: иногда родители могут этому общению мешать, иногда у священ­ника слишком много дел, — рассказывает отец Ярослав. — А на время послушания в лагере у тебя как пастыря никаких других дел нет — только ты и дети. Ты для них открыт, и они для тебя открыты. И они могут прийти погово­рить о том, о чем в обычной жизни побеседо­вать не находится времени или удобного случая. Независимо от возраста для человека его про­блема крайне важна. И если для взрослого это, к примеру, вопрос о том, разводиться или нет, то для ребенка это может быть вопрос, что делать, если он обидел кошку, — и ответить на него свя­щеннику не менее важно! Надо со всей серьезно­стью его решать, потому что ребенок действитель­но не знает, как с этим дальше жить.

В жизни детей бывают и очень сложные про­блемы, когда сразу и не знаешь, как поступить, что подсказать. И тогда надо просто либо порадо­ваться, либо поплакать с человеком, поддержать его, не обязательно у тебя должен быть готовый ответ».

Может быть, поэтому немало мальчишек, отды­хавших здесь когда-то, сегодня служат Богу в свя­щенном сане.

 

Дети и «внуки»

Православный лагерь «Солнечный» работал около десяти лет и за эти годы стал настоящей легендой епархии. Каждый сезон в нем отдыха­ло больше 350 детей. Многие из ребят, однажды побывав в «Солнечном», стремились попасть туда снова и снова и в итоге каждый год проводили в лагере свое лето. И даже вырастая, с лагерем не расставались, приезжали сюда уже в качестве вожатых.

Конкурсы, фестивали, игры, флешмобы — жизнь активная, веселая, энергичная… И за всем этим стоит большая, серьезная работа взрослых людей. Вожатые и воспитатели едут сюда, пре­красно зная, что здесь не будет ни одной свобод­ной минуты — но все-таки едут, выбирая для себя такое беспокойное, но счастливое лето. Однажды выбрал этот путь и священник Александр Чеботарёв. В 2008 году он стал директором лагеря и до сих пор трудится в этом качестве.

«Когда складывают над окном арку из кир­пичей, есть один главный кирпич, который все держит. Он расклинивает, упирается, и все креп­ко стоит, все работает, — заметил отец Ярослав Коздринь. — Обычно со стороны не видно, как работает руководитель детского учреждения — где он ходит, что делает. А на самом деле, чтобы весь механизм работал, чтобы дети были сыты, их быт был благоустроен, чтобы у надзорных органов не было вопросов, необходим очень большой труд. И если ты лагерную жизнь не любишь, то ты не справишься с этим. Отец Александр Чеботарёв лагерь полюбил всем сердцем, и дай Бог ему сил и дальше заниматься этим послушанием. У него есть замечательная помощница Людмила Николаевна, которую и дети, и вожатые, и воспи­татели хорошо знают и ценят. Это “хозяйка” лаге­ря, мы к ней идем со всеми вопросами и бытовы­ми делами. И она тоже совершает большую рабо­ту, которая обычно не видна. Видно детей, вожа­тых — вон они как веселятся, прыгают… А где-то рядом — “бойцы невидимого фронта”, на которых вся эта летняя радость и держится».

Каждого, кто попадал в это удивительное про­странство, «Солнечный» щедро одаривал — ярки­ми эмоциями, полезными знаниями и умениями, давал уверенность в себе, а главное — дарил новых настоящих друзей. Выпускники разных смен, разных лет общаются до сих пор.

«Большинство моих друзей — это люди, с кото­рыми мы когда-то познакомились в “Солнечном”, — делится священник Александр Салямов. — Для нас лагерь — это такое большое, теплое, светлое общее воспоминание. Сейчас я понимаю, что кон­курсы сказок, песен, еще чего-то, что мы готовили, не были выдающимися, и вокальным мастерством мы не блистали, но это была целая жизнь с радо­стями, проблемами, притирками. Самое главное, что спустя 21 день ребята во всех отрядах ста­новятся одной большой семьей, и очень грустно, когда приходит конец смены и нужно разъезжать­ся… Но мы не теряемся и дружим до сих пор!»

Не только крепкую долгую дружбу нахо­дили в лагере его обитатели. Очень многим он подарил и встречу со своей второй половиной. Многочисленные семейные пары, сложившиеся здесь, — особый предмет гордости «Солнечного», тем более что большинство семей — священнические. Супруги Терентьевы, Бобровы, Салямовы, Протасовы, Мягченковы до сих пор с улыбкой вспоминают, как зарождались их чувства в кру­говерти лагерных мероприятий, какими роман­тичными были для них те счастливые летние дни и вечера. А сегодня в их семьях уже подрастают дети — «внуки» «Солнечного».

 

Прощай и здравствуй

Дети со всей Саратовской епархии очень люби­ли свой лагерь. Но однажды взрослые не смогли найти возможность продолжать дарить ребятне эту летнюю сказку — не было финансирования, а затем наступили еще и ковидные времена. И на долгих шесть лет лагерь закрыл свои двери.

Территория сначала заросла бурьяном, потом — порослью деревьев. С каждым годом не убранная осенью листва покрывала землю все более толстым ковром. Деревянные дачки без человеческой заботы стали ветшать и разрушать­ся. Запустение мрачным туманом опустилось на это пространство, как будто и не было здесь этих счастливых лет православного детства…

«Я приезжал сюда и видел, как лагерь посте­пенно приходит в негодность, — вспоминает отец Александр Чеботарёв. — Он находится в лесу, который буквально на наших глазах захваты­вал прежде обжитую территорию. И я понимал, что еще немного — и наступит точка невозврата, когда уже невозможно будет лагерь восстановить. И тогда я обратился к нашему архиерею, митро­политу Саратовскому и Вольскому Игнатию, кото­рый тогда только начал служение на Саратовской кафедре, и рассказал, что у нас есть замеча­тельный лагерь с богатой историей, который мы рискуем просто потерять. Владыка принял судь­бу лагеря близко к сердцу и благословил его восстановление».

В 2023 году было объявлено о возрождении лагеря, а дальше последовали полтора года боль­шой, напряженной работы.

По лагерю скучали все, и все понимали, что «Солнечный» необходим, но вернуть его к жизни было не так-то просто: с трудом находились сред­ства, да и в процессе работ постоянно всплывали все новые и новые проблемы. «Что скрывать, ино­гда даже нападало уныние, настолько тяжело шло восстановление, — вздыхает отец Александр. — Приведу только одну цифру: за полтора года с территории лагеря было вывезено 158 ломовозов мусора. Каждый ломовоз вмещает три “Камаза”. Вот и посчитайте, сколько здесь было сушняка, вырубленных деревьев, обломков старых зданий, которые пришлось снести. Колоссальный объем работы был проделан! Было сложно, но нас всегда подкрепляла мысль о том, что мы опять услышим детский смех на этой территории. Это грело наши сердца, и мы шли вперед».

К восстановлению любимого лагеря подключи­лись волонтеры со всей епархии: вырубали бурьян, поросль, собирали листву и строительный мусор. В итоге упорство, вера и молитвы тех, кто с радо­стью услышал о восстановлении «Солнечного», труд и неравнодушие волонтеров сдвинули гору проблем.

В июне 2024 года благодаря содействию Председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Викторовича Володина, губернатора Сара­товской области Романа Викторовича Бусаргина и президента компании «Норильский никель» Владимира Олеговича Потанина лагерь после масштабной реконструкции вновь распахнул свои двери для детворы. Государственных мужей объ­единила идея возвращения детям радости лета. Были отремонтированы все корпуса, трапезная и летняя сцена, очищена и облагорожена терри­тория. На торжественном открытии лагеря по приглашению главы Саратовской митрополии присутствовал губернатор области.

Этот день стал настоящим праздником для всей митрополии — недостающее звено незримого круга вернулось на свое законное и зна­комое место. За последние два десятилетия в Саратовской епархии сформировался, можно сказать, полный образовательный цикл для под­растающего поколения, в который включены учеб­ные заведения для всех возрастов. Православный детский сад «Колосок» и младшие группы вос­кресных школ воспитывают самых юных прихо­жан, православные гимназии обучают школь­ников, таланты и способности детей развивают многочисленные «воскрески» и Образовательный центр по развитию детского и юношеского творче­ства при СПДС, а в Саратовской духовной семи­нарии и на философском факультете СГУ можно получить высшее теологическое образование. И детский православный лагерь всегда был важ­ной частью этого круга.

Гостями церемонии открытия «Солнечного» стали многие его бывшие воспитанники, ныне — священники разных храмов епархии. Они с радо­стью побывали в местах своего детства, но почти не узнали их — лагерь преобразился. Обновленные домики и трапезная, новая сцена… Только деревья и дорожки прежние.

А нынешних мальчишек и девчонок тема срав­нения с прошлым совсем не трогала — они впер­вые увидели «Солнечный» именно таким, молодым и свежим, словно и не знавшим запустения.

В 2024 году в «Солнечном» отдохнули около 400 детей со всей Саратовской митрополии, из разных уголков региона. Снова под сенью дубов звучали любимые кричалки, снова приехала пожарная машина МЧС и под счастливый визг полила всех водой, снова были концерты, конкур­сы, и вновь после заката солнца собрала малень­кую братию полунощница.

 

И вновь продолжается бой!

На пятнистой от солнечных зайчиков дорожке показывается пестрая стайка отряда. Идут легко, подпрыгивая, и под шаг, не жалея связок, кричат по команде: «Сол-неч-ный! Мо-ло-дец!»

Какое же это счастье, когда твое маленькое тело легко подбрасывает над землей, и хочется передвигаться вприпрыжку и кричать какую-нибудь ритмичную чепуху — просто от радости.

Жизнь каждого юного горожанина в тече­ние учебного года жестко расписана: подъем — завтрак — школа — секция/кружок — уроки, много уроков — отбой. Даже на прогулки с дру­зьями редко можно выбрать время. Но лето — это маленькая жизнь, как спел когда-то Олег Митяев, и она для ребенка или подростка оказывается жизнью большой и самой желанной — свободной и настоящей.

«Время отдыха в лагере — это момент, когда ребенок может выйти из-под родитель­ской опеки, но не в пустое или неблагополуч­ное пространство, а в пространство безопасное, доброжелательное, где ему дадут возможность почувствовать себя самостоятельным, при этом бережно направляя и поддерживая, — поясняет Светлана Валерьевна Белоногова, руководитель клуба-мастерской “Светлица” и старожил лаге­ря. — Здесь всегда есть подстраховка: наблюдая за детьми, за их настроением, мы стараемся кор­ректировать их поведение, и если что-то не так, выводим на что-то более положительное. Иногда у детей бывают сложные взаимоотношения, но ребенок должен почувствовать себя в коллективе и осознать, что ему необходимо научиться взаимодействовать.

Лагерь — это и не школа, и не дом, это что-то новое, и нужно попробовать себя здесь проявить, тем более что проявиться есть в чем — тут и творчество, и спорт, можно показать, что ты умеешь, и понять, чему хочешь научиться. За смену многие ребята открывают в себе таланты, о которых и не подозревали, овладевают новыми умениями, которые раньше казались не по плечу».

Светлана Валерьевна — автор одной из неиз­менных традиций лагеря, костюмированной игры «Краса ненаглядная». Игру она придумала еще 15 лет назад, в 2009 году, и с тех пор «Краса» проходит ежегодно, в каждую смену. 2024 год не стал исключением. В конкурсе-игре, посвященной православному семейному укладу, дети играют в представителей разных сословий Саратовской губернии. Оживляя на сцене бытие своих предков, мальчишки и девчонки узнают о красоте культуры своего Отечества, его многовековой славной исто­рии, православной вере, учатся смотреть на семью как на основу общества.

 

Немного о личном

Моей младшей дочери 10 лет, и в лагере она никогда не была. В «Солнечный» мы отправили ее по настоянию бабушки: «Надо же ей когда-то самостоятельной становиться! И что вы пере­живаете? Лагерь православный, плохому не научат. И оторвется уже от вашей опеки!». Да, я не хотела ее отправлять, да и дочь как-то без охоты согласилась, даже всплакнула перед отъ­ездом — домашняя очень. Долго ставила усло­вия, что она в лагере будет есть, а что — точно нет.

Второй раз она прослезилась, когда перед нашим расставанием, уже в отряде ей сказали, что на весь день надо сдать телефон, можно только вечером позвонить родителям. Но потом встретила знакомую девочку из «воскрески», отвлеклась и убежала. Весь день я как на иголках ждала звонка, и когда вечером она наконец позвонила, первое, что мы от нее услышали: «А можно мне на будущий год сюда путевочку?».

—  А ты хоть что-то ела? Как кормят?

—  Очень вкусно! Тут такие тефтели!

В следующие несколько дней мы ждали, что она все-таки соскучится и запросится домой. Но в вечерних звонках были бурные перечис­ления событий (что натворили мальчишки, как вожатый пошутил, что мастерили на кружках, как перед праздником Троицы ходили в лес за цветами для украшения храма и празднич­ной иконы) и непременно — описание очеред­ных вкуснейших обедов. Мы так и не поняли: это свежий воздух такой аппетит будит или их кормили как в ресторане? А потом полетели просьбы привезти нарядные платья для высту­плений, туфли, чтобы вальс танцевать, и рус­ский сарафан для вечёрки… Пару раз в середи­не смены она все-таки поныла, что скучает, но на наше торопливое предложение забрать домой не согласилась… Неужели и вправду настолько вкусно кормят?

А нашу бабушку больше всего поражали имена детей в отряде: Захар, Никон, Стефанида, Елисей, Василиса, Тихон… Наверное, и дети, отдыхавшие здесь в ХХ веке, тоже сильно удивились бы, услы­шав имена тех, кто придет им на смену в веке двадцать первом.

 

Новый старый лагерь

В июле юные обитатели «Солнечного», только что прибывшие на отдых во вторую смену, вдруг узнали, что их новенькому, свежеоткрытому лагерю — уже 90 лет! К празднованию юбилея все готовились ответственно и с гордостью — еще бы, таким возрастом не может похвастаться ни один саратовский лагерь! И пока шла под­готовка, ребята понемногу узнавали о богатой биографии «Солнечного», в которой как в зерка­ле отразилась история нашей большой страны.

С 1922 года до начала 30-х годов летом сюда приезжали пионерские отряды от предприятий города. Их размещали в бывших купеческих дачах на 9-й Дачной, а в 1934 году вышел указ о создании первого в нашем регионе городского массового пионерского лагеря. Это был один из лучших загородных лагерей страны! За время его существования здесь отдохнули свыше 180 тысяч мальчишек и девчонок.

В 1934 году «Солнечный» принял за три смены 3968 ребят. Из архивов и дневниковых запи­сей директора Марии Афанасьевны Лихачевой известно, что в лагере тогда не было даже инвен­таря, и дети приезжали со своим постельным бельем и раскладушками. 30-е го ды были голод­ными, и очень много детей нуждалось в оздоров­лении. Пребывание в лагере тогда было насто­ящим счастьем, потому что здесь можно было хорошо питаться. Ребята жили просто, часть из них ночевала в палатках, а любимым лаком­ством была обычная печеная картошка. Тогда же, в 30-е годы, здесь разместили испанских детей, вывезенных из-за войны в родной стране.

Лагерь не закрывался даже в трудные воен­ные годы — сюда привозили ослабленных детей и откармливали их, отпаивали молоком. Тогда за сезон здесь принимали более двух тысяч детей.

После войны политика государства была направлена на организацию массового детского отдыха. «Солнечный» считался одним из лучших оздоровительных лагерей в стране, в 1951 году он стал межсоюзным, объединив профсоюзы раз­личных отраслей. В 1957 году лагерь раздели­ли на «Лесной» и «Солнечный». В «Солнечном» числился 21 отряд, у него были своя метеостан­ция, зооуголок, собственные огороды и фрукто­вые сады. Он был методическим центром, где работало множество кружков, действовали свой театр, курсы барабанщиков и горнистов.

В детстве здесь отдыхал наш знаменитый земляк Олег Павлович Табаков. Еще один из известных воспитанников «Солнечного» — Борис Константинович Амхир, ныне исполнительный директор саратовского спортивно-оздоровитель­ного центра «Березка». Борис Константинович прошел большой путь от вожатого до директора. Всю свою трудовую деятельность он посвятил работе с детьми, а узнал и полюбил эту веселую лагерную жизнь именно в «Солнечном».

Может быть, среди нынешних обитателей «Солнечного» тоже есть будущие народные арти­сты, заслуженные педагоги или деятели науки, будущие пастыри Православной Церкви и их матушки — этого мы не знаем. Для сегодняш­них вожатых и воспитателей важно было дру­гое — чтобы дети набрались сил для предсто­ящего учебного года, отдохнули и подружились, почувствовали поддержку взрослых и пове­рили в свои силы, а главное — ощутили себя под надежным, добрым и заботливым покро­вом Матери-Церкви, в кругу единомышленни­ков. И как знать, может быть, именно это чув­ство защищенности, рожденное в «Солнечном», станет для них маяком и опорой на жизненном пути.

Историко-публицистический альманах

«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2025 г.