Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Храмы Саратовской епархии. История стиля

В рамках краеведческого проекта на нашем сайте мы знакомим читателей с наиболее интересными исследованиями по церковной истории Саратова и саратовского края, опубликованными за последние 20 лет в сборниках «Труды Саратовской православной духовной семинарии» и ежегодных сборниках Межрегиональных образовательных Пименовских чтений. Публикации приурочены к 20-летию нашего сайта.

* * *

Над волжскими просторами неугасимый свет веры Хрис­товой воссиял в полную силу, вероятно, лишь в середи­не IX века, когда состоялась знаменитая хазарская миссия святых Кирилла и Мефодия. Византийские летописи сооб­щают, что в это время происходит обращение славян к пра­вославной вере. Вряд ли проповедь равноапостольных бра­тьев достигла тогда пределов Саратовского края. Но извест­но, что четыре столетия спустя, в 1261 году, по ходатайству святого благоверного князя Александра Невского была уч­реждена Сарайская епархия, на территории которой находил­ся Увек (сейчас окраина Саратова), бывший летней резиден­цией золотоордынских ханов. Этот город хорошо известен как по письменным источникам, так и по археологическим рас­копкам. Известно, что в это время православные церкви и ча­совни были во многих городах и поселках Нижнего Повол­жья, и, судя по находкам на Увеке, здесь также существовала православная церковь1. А.А. Лебедев, изучая историю Сара­товской епархии, считал, что в золотоордынские времена на Увеке находился православный монастырь2. Таким образом, история саратовского храмостроительства начинается в XIII или XIV веке. Однако о первых бесследно исчезнувших деревянных храмах Саратова сказать ничего невозможно. Началом отсчета храмового зодчества может быть только конец XVII века, когда Саратов окончательно размещается на своем нынешнем месте.

Искусствоведы, специализирующиеся на иконописи, от­мечают интересный факт: не существует двух одинаковых икон, даже если они имеют один сюжет, написаны в одно вре­мя и, может быть, вышли из одной мастерской. То же самое можно сказать и о тысячах православных храмов, построен­ных на необъятных просторах Руси за тысячу лет ее христианской истории. Каждый православный храм имеет свое лицо, свой неповторимый облик, уникальное очарование, заставляющее всматриваться в него человека, не потеряв­шего живое чувство красоты.

Вместе с тем художественный вкус эпохи накладывает свой отпечаток на архитектуру, и даже не специалист без труда уловит отличие храмов Северо-Восточной Руси XII столе­тия от петербургских соборов, возведенных в первой поло­вине XVIII века. Определенные группы построек обнаружи­вают сходство своих конструктивных принципов, организа­ции пространства, средств выразительности, образуют сово­купность характерных признаков, которые получили назва­ние архитектурного стиля. Это понятие позволяет наиболее оптимально систематизировать архитектурное наследие пра­вославной Руси, выстраивая типологические ряды, в кото­рых каждый памятник архитектурного искусства занимает строго определенное место, гармонируя с находящимися в том же ряду объектами.

Многие архитектурные стили не затронули своим влия­нием Саратов. Основанный в 1590 году, этот город-крепость только в конце XVII века утвердился на том месте, где стоит сейчас. Прежде на протяжении почти ста лет он располагал­ся на левом берегу Волги. Казань, бывшая центром новопокоренных земель, прислала список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта икона пребывала в деревянной Казанской церкви в левобережном Саратове.

Неудобства низменного, часто заливаемого водой места и доступность для набега кочевников вынудили саратовцев перенести город на правый берег. Деревянная Казанская цер­ковь была и в правобережном Саратове. Ее поставили с за­падной стороны главной площади нового города, недалеко от городского вала. В это же время был построен Троицкий со­бор, бывший на протяжении десятилетий кафедральным хра­мом саратовских архиереев3.

Первая деревянная Троицкая церковь, стоявшая на мес­те собора, была возведена по благословению Астраханского епископа Парфения в 1674-1675 годах. Десять лет спустя, в 1684 году, она сгорела дотла, однако через год по благосло­вению митрополита Савватия была восстановлена. Еще че­рез 10 лет началось строительство каменного храма.

Храмозданную грамоту выдал Астраханский митрополит Сампсон в 1697 году. С этого года в соборе начали вестись клировые книги.

Но вскоре Саратов снова сгорел. Огонь причинил вред и Троицкой церкви. При восстановлении к ней были при­строены трапезные и открытая галерея вокруг верхнего храма.

В 1723 году закончилось строительство колокольни. В середине столетия на ней установили единственные в го­роде механические часы с боем и музыкой.

Собор вместе с городом неоднократно страдал в пожары. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал гра­моту, разрешающую даже разобрать церковь по причине вет­хости. Однако саратовцы собор не сломали. Его только вре­менно закрыли. Через три года управляющий саратовской со­ляной конторой М.А. Устинов, живший по соседству с собором (ныне здание Саратовского областного краеведческого музея), на собственные деньги подвел под стены, начиная от фунда­мента, контрфорсы и устроил в обоих храмах иконостасы.

В 1804 году собор был открыт для богослужения, но и после этого он опять пострадал от пожара и был закрыт. Ка­питальный ремонт собора проходил под надзором саратов­ского архитектора В.И. Суранова и тамбовского архитекто­ра Н.В. Урюпина. Под их руководством собор был восста­новлен.

Одновременно с ремонтом стен был изменен главный фасад, который украсили на уровне второго этажа портиком с фронтоном, оставив внизу существующую аркаду.

В неизменном виде, если не считать небольшие передел­ки фасада, выполненные гражданским инженером В.А. Люкшиным в начале ХХ века, Троицкий собор сохранился до на­ших дней.

Троицкий собор — храм корабельного типа: полукруглый, с алтарной апсидой, он символизирует Церковь — ковчег спа­сения. Центральная часть храма — часто встречающаяся в рус­ской архитектуре форма, которая называется «восьмерик на четверике»4. Богатство и пластичность форм как бы нараста­ют с высотой. Тонкие колонки по углам, ребра граней верх­них архитектурных объемов, городки под карнизом, золотая луковица главы и золоченые подзоры образуют наряд, кото­рый заставляет воспринимать этот храм как выражение ра­дости, ликования. Этому способствует декоративность, создаваемая торжественно-пышными наличниками окон и за­тейливыми завершениями составляющих их элементов. Все это декоративное богатство создает неповторимый празднич­ный образ здания.

К чести архитекторов, перестраивавших здание в XVIII и XIX столетиях, следует сказать, что все новые конструктив­ные элементы им удалось подчинить общему архитектурному замыслу. При всех перестройках Троицкий собор Саратова ос­тается цельным и органичным памятником московского ба­рокко. Этот стиль возникает в московской архитектуре в се­редине XVII столетия.

Завершившаяся Смута, гражданская война, до предела ис­тощившая материальные и духовные ресурсы страны, была вре­менем крушения многих традиционных ценностей. Начавшая­ся с воцарения новой династии эпоха была временем непрерыв­ного удивления перед открывавшейся новизной культурного горизонта. Явившиеся из Киева ученые монахи изумили моск­вичей виртуозным владением словом, завораживающими прие­мами партесного пения, необычно смелым богословием. Стре­мительно изменялась картина мира, открывалась его неви­димая доселе красота, проявлявшаяся в многообразии и изменчивости. Постижение этого непрерывно меняющегося мира приносило радость, оно побуждало к деятельности, твор­честву, художественному осмыслению действительности.

Постройки, созданные на деньги приближенных к цар­скому престолу бояр Нарышкиных, дали этому стилю назва­ние голицынского или нарышкинского. Данному направле­нию свойственны ярусное построение объемов, прием «храм под колоколы», гладкие кирпичные стены в сочетании с на­рядными деталями и золотыми главками, центрические окна, мотив раковин в закомарах5. Многочисленными памятника­ми московского барокко стали московские и подмосковные, а затем и провинциальные церкви, отличающиеся изяще­ством, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колон­ны, капители, а также отличающиеся своим «двуцветием»: использованием только красного и белого цветов.

Символической деталью московского барокко в архитек­туре являются широкие окна, расположенные на всех ярусах зданий, начиная с нижних этажей, которые приходят на сме­ну узким и редким окнам Средневековья. XVII век взглянул на мир глазами широко распахнутых окон. Человек перестал ощущать страх перед непонятным миром, перестал окружать себя крепостной стеной, перестал превращать в крепость каж­дый дом, каждый храм.

Возвращаясь к Троицкому собору, заметим, что это един­ственный сохранившийся храм Саратовской епархии, по­строенный в стиле московского барокко. Возможно, что он вообще единственный представитель этого архитектурного стиля в Саратовском крае, ведь в эпоху, когда этот стиль оставался актуальным, в маленьких городах России, не гово­ря уже о селах, строились по преимуществу деревянные цер­кви. Кирпичные храмы стали возводиться не ранее середины XVIII века, когда в русском искусстве господствовали совсем другие художественные формы.

Основная историческая особенность распространения барокко в России состояла в том, что, начинаясь как собствен­ный стиль, главным образом в архитектуре, московское ба­рокко соединяется с европейским, становясь в полной мере большим художественным стилем. И почти до самого конца XVIIIстолетия барокко господствует в литературе и искусстве, в общественно-политической мысли, богословии, поэзии.

Европейское барокко, во всяком случае в архитектуре,— стиль изысканный и роскошный. Не случайно постройки классического европейского барокко оказались сосредото­ченными главным образом в Петербурге и его окрестностях. В провинциальных городах России мы можем найти считаное число храмов, где этот стиль является преобладающим. Подробная характеристика этого направления в искусстве за­няла бы слишком много времени и была бы неоправданной, поскольку в храмовой архитектуре Саратовской епархии ев­ропейское барокко никак не отразилось.

Зато классицизм, следующий по времени художествен­ный стиль, воплотился в многочисленных храмовых построй­ках первой половины XIX века.

Ярким памятником зрелого классицизма в Саратове был кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Еще в 1785 году императрица Екатерина II «милостиво повелеть соизволила» выстроить в Саратове новый собор вместо старого Троицкого собора. Благотворительная помощь импеpатpицы заключалась в значительной для того времени сумме в 15 тысяч рублей, но по какой-то причине строитель­ство было отложено6.

29 июня 1814 года в Саратове был получен высочайший манифест о заключении мира с Францией. Воодушевленные победой русского оружия губернские власти приняли реше­ние о начале строительства на одной из площадей города двухпpестольного храма. Главный престол предполагалось освятить во имя святого благоверного князя Александра Не­вского, второй — во имя того святого, в чей день император прибудет в Санкт-Петербург (вторым небесным покровителем храма стал Архангел Гавриил). Государь одобрил проект архи­тектора Василия Петровича Стасова. Все сословия изъявили желание внести пожертвования на строительство нового со­бора. Смета составила 300 тысяч рублей. Чин основания хра­ма совершил 30 августа 1815 года специально прибывший из Пензы Преосвященный Афанасий (Корчанов)7.

Место, выбранное под строительство храма, было, по мне­нию саратовцев, определено самое красивое. В Саратове тогда было всего 4 площади, и все они были не устроены: они никог­да не облагораживались, даже мусор никогда не выметался, за исключением таких чрезвычайных случаев, как ожидаемый приезд высоких особ или высокопоставленных лиц, или в слу­чае появления в городе холеры. По сравнению с другими пло­щадями, застроенными лавками, заваленными мусором и раз­личными отходами (вдоль Троицкого собора лежали кучи сва­ленного мусора), будущая Соборная площадь была небольшой, покрытой сочной зеленой травой, «служившей приманкой для коров и коз, бродивших тут стадами, что в то время не броса­лось никому в глаза и не считалось дефектом в смысле город­ского благоустройства». Естественно, что это место казалось «лучшим и красивым». Однако в сухое время здесь было очень много пыли, а в дождливое площадь превращалась в самое на­стоящее болото. Служившим в присутственных местах чинов­никам приходилось плохо: посещать службу они должны были ежедневно и в ненастные дни вынуждены были тонуть в грязи даже в охотничьих сапогах, которые с приходом на место служ­бы заменялись обыкновенными сапогами8.

Преображение площади произошло не сразу после воз­ведения на этом месте собора, а в 1840-е годы, когда рядом с собором был сооружен деревянный водопровод и был благо­устроен сад «Липки». Первоначально городским садом назывались лишь два ряда чахлых деревьев. В 50-е годы «Липки» становятся предметом особой заботы губернатора М.Л. Кожевникова, городского главы Л.С. Масленникова и превращаются в гордость горожан. Однако музыка, крики «бис» и громкий смех, как писали впоследствии современ­ники, были слышны в соборе и мешали молящимся.

На этой площади и развернулось строительство храма, которое длилось с 1815 по 1826 год вместо запланированных четырех лет. Его куратором первоначально был губернский архитектор Василий Иванович Суранов (1765-1818). С ним соперничал его ученик Григорий Васильевич Петров, предуп­реждавший мэтра провинциальной архитектуры об ошибках в расчетах прочности стен. Все саратовцы с нетерпением ожидали окончания строительства и лелеяли в душе горделивую мысль, что они первые после москвичей создают подобный памятник. Однако в восемь часов утра 24 апреля 1822 года, когда наружные работы были почти закончены, все рабочие вышли на двор к завтраку и сидели в отдалении от собора, купол его рухнул, пробив перекрытие первого этажа.

О случившемся немедленно сообщили в Министерство внутренних дел, одновременно попросив разрешения соору­дить более легкий купол из дерева. Вскоре согласие было получено, и в 1823 году начались работы по восстановлению собора. Место Суранова после его смерти занял Г. В. Петров, завершивший строительство.

Торжественное освящение новоустроенного храма состо­ялось 28 марта 1826 года9. Первым настоятелем нового ка­федрального собора стал протоиерей Николай Герасимович Скопин († 1836), вторым — протоиерей Федор Степанович Вязовский († 1856), третьим — протоиерей Гавриил Ивано­вич Чернышевский († 1861).

Храм Александра Невского стал ярким памятником рус­ского классицизма в последний период существования этого художественного стиля. Главной чертой русского классицизма явилось обращение к образам и формам античного зодчества как к идеальному эстетическому эталону. Основываясь на пред­ставлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной об­лагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованно­сти, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии фор­мы и содержания. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделя­ющиеся на глади стен портики, колонны, статуи и рельефы.

Александро-Невский собор гармонично вписался в го­родской ландшафт, украсив собой площадь. Архитектурный облик здания определили характерные для классицизма про­стота плана, геометрическая четкость объемов и сдержанный декор. Доминирующим моментом в композиции храма явля­лось его ядро, которое выделялось массивным, почти куби­ческим объемом сооружения. Памятник-храм представлял собой двухэтажное здание и снаружи имел вид четырехуголь­ника. Кровля на всех портиках, самой церкви и главном ал­таре была железная и покрыта лазурью. Купол украшен звез­дами из латуни, «через огонь вызолоченными».

Внутри стены были отделаны под мрамор. Колонны, поддерживающие купол, были расписаны сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. В главном приделе сиял золо­том со вкусом выполненный иконостас. Словом, несмотря на долгое и трудное строительство, собор удался. Он радо­вал совершенством форм, богатством отделки, торжествен­ностью внутреннего убранства и потому считался главной достопримечательностью города10.

Собор имел шесть престолов. В верхнем храме, помимо главного престола, освященного во имя святого благоверно­го князя Александра Невского, было еще два — во имя Ар­хангела Гавриила и во имя святых праведных Захарии и Елисаветы.

Нижний храм также был трехпрестольным. Главный был освящен в честь Воскресения Христова, два боковых — во имя святых великомучениц Варвары и Екатерины и во имя свя­тителя Митрофана, епископа Воронежского.

Интересны обстоятельства, связанные с освящением Варваринско-Екатерининского престола. Он был обустроен во время пребывания на Саратовской кафедре Преосвященно­го Иакова (Вечеркова).

Монашескую стезю Иосиф Вечерков избрал после того, как ударом молнии была убита его невеста. Увидев в этом знак Божественной воли, магистр Санкт-Петербургской духовной академии в 1819 году принимает монашеский постриг с име­нем Иаков.

Досужие саратовские кумушки быстро узнали романти­ческую историю монашеского пострижения своего архиерея. Мария Федоровна Дмитриева, усердная попечительница ка­федрального собора Александра Невского, выстроившая для него отдельную колокольню с небывалым по красоте звука большим колоколом, выведала у простодушного Преосвя­щенного имя его невесты. После этого в нижней части собо­ра был устроен придел во имя святой великомученицы Варвары11.

19 февраля 1911 года, в день 50-летия отмены крепост­ного права, на площади перед собором был торжественно от­крыт памятник императору Александру II Освободителю работы скульптора С. Волнухина.

Епископ Афанасий (Корчанов), управлявший Саратов­ской епархией с 1811 по 1819 год, несмотря на свой преклон­ный возраст, был весьма усердным храмостроителем. В сен­тябре 1813 года Преосвященный Афанасий прибыл в Саратов из Пензы для закладки нового собора мужского Спасо-Преображенского монастыря12.

Прежний Спасо-Преображенский монастырь, располо­женный у подножия Соколовой горы, сгорел дотла во время знаменитого пожара 1811 года. Оплакав потерю, настоятель архимандрит Савва отправился в Санкт-Петербург к обер-про­курору Синода князю Александру Николаевичу Голицыну. Смета, которую он вез с собой, была рассчитана на внушитель­ную для того времени сумму в 184 799 рублей. После троекратного отказа со стороны Министерства внутренних дел ар­химандрит Савва сумел разжалобить Комиссию духовных учи­лищ, которая выдала требуемую сумму. Преосвященный епископ Афанасий решил строить новый монастырь за горо­дом, и саратовский гражданский губернатор Алексей Давыдо­вич Панчулидзев отвел обители одиннадцать с лишним деся­тин земли к северу от Саратова.

Надо сказать, что сооружение монастыря проходило не совсем гладко: в ходе строительных работ обнаружились оп­ределенные просчеты и конструктивные недостатки, усугуб­ленные допущенными местным гражданским начальством халатностью и финансовой недисциплинированностью. Вину списали на умершего в 1818 году губернского архитектора В.И. Суранова, который якобы допустил существенный пе­рерасход строительных материалов. Когда об этом стало из­вестно в Петербурге, то там, не углубляясь в детали настоя­щего дела, всю полноту ответственности за дальнейший ход строительных работ возложили на губернское начальство, а архимандриту Савве поручили взять под строжайший контроль исправление всех обнаруженных недостатков13.

К началу 1821 года основную часть строительных работ удалось завершить: были возведены соборная церковь с пятью куполами и тремя престолами — в честь Преображения Господ­ня, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя свято­го благоверного князя Александра Невского; четыре корпуса, предназначенные для размещения настоятельских покоев, ке­лий для братий, трапезной, кухни и покоев для служителей.

Губернатор А.Д. Панчулидзев, желая как можно быстрее отрапортовать о завершении строительства, стал требовать от настоятеля подготовить монастырь к освящению. Архи­мандрит отвечал отказом, ссылаясь на то, что монастырь еще не достроен. На этой почве между ними произошел конфликт, о котором протоиерей Николай Скопин писал: «А в новостроящемся монастыре чудеса делаются у нас в Саратове. Такую ссору затеял архимандрит с губернатором, что чуть не при­бил его на строении»14.

В конце октября 1821 года Святейший Синод своим ука­зом предписал Пензенскому архиерею принять от граждан­ского начальства все монастырские строения и освятить цер­ковь. Но и это не смогло поколебать позиций архимандрита Саввы: он составил специальный реестр из 58 строительных недоделок и вместе с сопроводительным письмом перена­правил его Преосвященному Амвросию, прося архипастыря отложить освящение монастыря. Владыка полностью поддер­жал архимандрита. Губернатор Панчулидзев, дабы не разду­вать конфликта, отдал распоряжение об устранении ряда не­доделок, отмеченных архимандритом Саввой.

Освящение нового монастырского собора епископ Пен­зенский и Саратовский Амвросий (Орнатский) совершил 22 мая 1822 года совместно с саратовским духовенством и при многочисленном стечении народа. При этом вместе с главным престолом были освящены два придела — в честь благоверного князя Александра Невского и Тихвинской ико­ны Божией Матери.

Классицизм оказался чрезвычайно распространенным в храмовом строительстве Саратовской епархии. Среди ран­них памятников следует назвать Троицкий собор в городе Вольске, строившийся с 1793 по 1806 год.

Освящение этого храма за­тянулось до 1809 года. Пензен­ско-Саратовская епархия была очень обширной. И когда Преосвященный Гаий (Токаов) собрался приехать в Вольск, что­бы освятить новопостроенный собор, он не смог покинуть Са­ратов из-за строгого каранти­на по причине чумы.

В Саратове владыка Гаий получил указ о своем назначе­нии на Астраханскую кафедру, так что освящать Троицкую церковь пришлось следующему Пензенско-Саратовскому архипастырю Преосвященному Моисею (Близнецову-Платонову)15.

Троицкий храм строился на средства купцов города Волг- ска (именно так назывался Вольск до середины XIX столетия). При этом главным попечителем был именитый гражданин Волгска Василий Алексеевич Злобин. Архитектура, выдержан­ная в стиле строгого классицизма, вполне отразила безупреч­ный вкус попечителя храма (единственное исключение — ко­локольня Троицкой церкви, построенная значительно позже, не во всем соответствовала основному зданию храма)16.

За какие-то полтора десятилетия Злобиным и его компа­ньонами было выстроено около сотни великолепных каменных зданий, выдержанных в строгом духе русского классицизма.

Заслуги В.А. Злобина перед отечеством были отмечены именными медалями, пожалованными тремя монархами: Ека­териной Великой, Павлом и Александром Благословенным.

С этими медалями он изображен на портрете неизвестно­го художника, хранящемся в Государственном историческом музее. Память о щедрости и мягкосердечии Злобина надолго пережила его самого. Говорили, что, держа в руках расписки одного должника, Злобин вспомнил, что тот обременен боль­шой семьей. Он взглянул на иконы, вздохнул и разорвал рас­писки со словами: «И остави нам долги наша, яко же и мы ос­тавляем должником нашим»17.

Василий Алексеевич Злобин с одинаковым усердием стро­ил и православные, и старообрядческие храмы. К числу наи­более внушительных его проектов относится старообрядчес­кий (впоследствии единоверческий) храм во имя Рождества Христова (1826)18. Как и Троицкий собор, он выстроен в стиле «александровского» классицизма.

Годом позже в Саратовской епархии появился еще один за­мечательный храм в стиле классицизма. Это Знаменская церковь в имении графа Сергея Семеновича Уварова в селе Черкасском.

Каменная церковь с каменной же колокольней была построена в селе Черкасском тщанием министра народ­ного просвещения России графа Сергея Семеновича Уварова (1786-1855). Храм был построен по обету: сын Сергея Семе­новича участвовал в войне 1812 года, и отец дал обет постро­ить храм, если сын вернется с войны живым. Заложенный в 1814 году, Знаменский храм в Черкасском построен на взлете классицизма19. Последнюю фазу в развитии этого художест­венного стиля, которая пришлась на царствование императо­ра Николая Павловича, иногда называют николаевским ам­пиром. Здания, построенные в эту эпоху, характеризуются сдвигом пропорций, утяжелением формы, утратой присущей античным прообразам жизнерадостности. Постройки этого времени теряют свою индивидуальность, они кажутся создан­ными по типовому проекту, в их облике присутствует некое ощущение казенности.

Примером такого позднего, «николаевского» классициз­ма является Иоанно-Предтеченский кафедральный собор в городе Вольске, строившийся с 1809 по 1844 год20.

Тяжелые портики, неравные расстояния между колонна­ми, квадратные в сечении барабаны малых куполов — все это является признаками «усталости» стиля.

Еще больше эта тяжеловесность умирающего стиля при­суща другому памятнику «николаевского» классицизма — Троицкой церкви в селе Золотое, строительство которой было завершено в 1834 году21.

Середина XIX столетия в русской архитектуре была вре­менем поиска нового национального стиля. В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обы­чаям и условиям жизни. Создателем этого нового стиля в ар­хитектуре, который получил название «историзм», стал Кон­стантин Андреевич Тон (1794-1881). Наиболее полно идео­логия историзма отразилась в его постройках: в Большом Кремлевском дворце в гражданской архитектуре и в храме Христа Спасителя в архитектуре церковной.

Термин «историзм» показывает, что искусство этого пери­ода обратилось за темами и образами к истории. Любой истори­ческий период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки. В этом и заключалась особенность этого стиля.

Сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами визан­тийской архитектуры.

Константин Андреевич Тон создавал проекты храмов не только для столицы, но и для провинциальных городов Рос­сии. Есть основания полагать, что по его проекту построена Вознесенско-Сенновская церковь в Саратове, более извест­ная как Митрофаньевская22.

К памятникам историзма можно отнести множество храмов Саратовской епархии. Одним из них является Духосошественская церковь (в настоящее время кафедраль­ный собор), взведенная в 1855 году на месте деревянной церкви, построенной по благословению епископа Иакова (Вечеркова).

В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца пер­вой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-лет­ний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин. В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покрови­теля их сына — святителя Николая Чудотворца. Церковь была возведена очень быстро.

На четырехъярусной колокольне было 13 колоколов. Самый большой, весом 431 пуд 15 фунтов (более 7 тонн), был украшен отлитыми на нем иконой Сошествия Святого Духа, фигурами Ангелов и имел надпись: «Колокол сей сооружен усердием Храмоздателя почетного гражданина и первой гиль­дии купца Петра Федоровича и супруги его Дарьи Хрисанфовны Тюльпиных в память сына...»23.

История не сохранила имени архитектора храма. Воз­можно, его и не было и проект рождался непосредственно во время строительства. Но весь его облик говорит о том, что он строился как бы по воспоминаниям о различных русских храмах XV-XVIстолетий.

Другим ярким памятником историзма является Покров­ская церковь в Вольске, построенная в 1844 году.

На месте этого храма стояла крошечная деревянная цер­ковь, построенная на рубеже XVII и XVIII столетий на пра­вославном кладбище села Малыковка. Огромный православ­ный храм Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1844 году, построил Алексей Петрович Сапожников, глава астраханской фирмы «Братья Сапожниковы», городской голова Астрахани, предпочитавший между тем держать свою контору в родном Волгске.

Это был внушительный по виду трехпрестольный храм, имевший, помимо центрального Покровского придела, два боковых: северный — во имя Алексия, человека Божия, и южный — во имя апостолов Петра и Павла24.

Историзм в храмовой архитектуре Саратова развивался и в византийском направлении. Большим мастером новови­зантийского стиля был саратовский архитектор Юрий Ни­колаевич Терликов (1862-1914).

Самым ярким памятником византизма стала построен­ная им в 1903 году Никольская (Ново-Никольская) церковь на пересечении Большой Горной и Гимназической (Некрасо­ва) улиц25. В ландшафте нагорной части Саратова этот внушительный храм (имевший, кстати, фарфоровый иконостас) очень напоминал собор выстроенного незадолго до этого на Кавказе Ново-Афонского монастыря.

Другим храмом Ю.Н. Терликова, выстроенным в Сара­тове в том же нововизантийском стиле, стал Никольский со­бор женского Крестовоздвиженского монастыря (1903)26.

Собор и колокольня нового монастырского храма были проникнуты духом византийской архитектуры: полуциркуль­ные линии арок, проемов, карнизов, глав, спаренные колон­ки с полуциркульными же капителями, ступенчатые паруса.

Безусловно, храм производил впечатление здания, выстро­енного в целостном архитектурном стиле. В проектах Ю.Н. Терликова не чувствовалось эклектики, присущей архитектурному историзму XIX столетия. Архитектура двух Никольских храмов основана не на припоминании византийских образцов, а на целостной стилизации в духе византийского зодчества. Историзм эклектического характера сменяется более утонченным и выдер­жанным историзмом новой эпохи в искусстве — эпохи модерна.

На грани модерна и привычного историзма Юрий Николае­вич Терликов проектирует здание Покровской старообрядческой церкви, которую после Указа о веротерпимости начинают строить хвалынские купцы.

Главными попечителями строительства, начавше­гося в 1906 году, стали купцы Е.Н. Буянов, М.С. Кузьмин, В.С. Абакумов. В 1914 году полностью выстроенный храм был освящен. Его настоятелем был назначен священник Иоанн Карпович Исаичев, впоследствии последний Саратовский старообрядческий епископ Иоанникий († 1937), расстрелянный в застенках НКВД.

В 1931 году богослужения в Покровской церк­ви были прекращены по требованию властей. В течение сле­дующих нескольких лет была разобрана колокольня и унич­тожены купола. В храме разместился склад консервного завода.

В 1946 году Покровский храм был передан воссозданной православной общине города и переосвящен Саратовским епископом Борисом (Виком) в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня27.

Однако торжеству модерна в русской архитектуре пред­шествовало еще одно течение, которое вышло из границ ис­торизма. Это так называемый кирпичный стиль, разнообраз­ный и неоднородный, который на русской почве обогатился национальными элементами и стал называться стилем им­ператора Александра III.

Кирпичный стиль — своеобразное архитектурное направле­ние, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. В фасадах зданий произволь­но сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к сред­невековым русским, романским, готическим, византийским про­тотипам. С помощью неоштукатуренного, иногда окрашенного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов.

Безусловно, самым плодовитым саратовским архитектором оказался Алексей Маркович Салько (1839-1918). В 1870 году А.М. Салько назначен саратовским городским архитектором и в этом звании проработал 44 года до выхода на пенсию в 1914 году28.

Здания Салько узнаваемы, так как архитектору присущ свой характерный почерк. Стилю его свойственны ненавязчивые ритмы полуколонн, разделяющих высокие, закругленные вверху окна, часто сдвоенные, полуовальные наличники, изящ­ные консоли, оригинальные рельефные карнизы и панели. Фа­сады его зданий включают в себя причудливую мозаику крас­нокирпичных узоров, башенки с флюгерами.

А.М. Салько не успел оценить широких возможностей модерна, большого художественного стиля, который победо­носно шествовал по России в последние годы его жизни. Его творчество осталось в границах эклектического историзма, который с наибольшей наглядностью проявился в двух са­ратовских храмах, возведенных по его проектам.

Один из них — Княже-Владимирский храм, построенный в ознаменование 900-летия Крещения Руси и освященный 16 июля 1889 года29.

Как и большинство построек Салько, Княже-Владимирский храм перегружен декором. Проект был выполнен в привычных эклектичных формах русско-византийского стиля. Мощную среднюю главу, увенчанную луковичного вида кровлей, окру­жали стрельчатые шатры малых глав. В решении частей и дета­лей церкви архитектор опирался на русские традиции, однако пришедшие из разных исторических эпох.  Яркие, праздничные формы церкви по замыслу архитектора должны были выражать собой величие события, решительно изменившего судьбы России и начавшего создание великого православного государства.

Другим саратовским храмом, построенным по проекту Салько, стала Покровская церковь «на горах». Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебучева оврага.

 Значительной была и роль храма в общей высотной ком­позиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.

Покровский собор был заложен 18 июня 1878 года Пре­освященным Тихоном (Покровским), епископом Саратов­ским и Царицынским30.

Строительство грандиозного для Саратова храма на 1,5 ты­сячи прихожан шло около 4 лет, в том числе и из-за регуляр­ного отсутствия средств. Протоиерей Василий Георгиевич Успенский, настоятель Покровской церкви, в докладной за­писке к Преосвященному Павлу, епископу Саратовскому и Царицынскому (1882-1889), сообщал: «...строить нужно, а средств очень мало приготовлено; несмотря на это... начали стро­ить, заключив с каменщиками контракт, чтобы в известные сро­ки поставлять материалы и платить за работу деньги... Кому не надоедал, кому не докучал я своими просьбами о помощи на по­стройку церкви!.. Туго идет постройка, нет крупных жертвовате­лей! При помощи Божией, хотя и в долг, церковь построена»31.

Торжественное освящение главного престола в честь По­крова Пресвятой Богородицы совершил епископ Саратовский и Царицынский Павел (Вильчанский) в воскресенье 20 января 1885 года. В местной газете появилось сообщение: «Освящение, при громадном стечении народа, совершал Преосвященный Павел. Новая церковь — одна из лучших в городе, между про­чим, по своему внутреннему устройству и украшению»32.

Долгие годы церковь стояла без отдельной колокольни. Колокола находились в одной из угловых башен храма.

Лишь через пятнадцать лет нашлись средства на постройку. Покровский собор получил свой завершенный вид.

В Покровской церкви ясно угадывается сальковский почерк: филигранно прорисованные детали, их ясно заданный ритм, под­чиненность единой архитектурной теме. Среди деталей архитек­туры можно увидеть любимые архитектором спаренные верти­кальные окна, элементы популярного и понятного тогда визан­тийского зодчества в порталах, фризах, сандриках.

В целом для архитектуры Княже-Владимирской и Покров­ской церквей характерны черты так называемого ропетовского, или ложнорусского, стиля, чрезвычайно распространивши­еся на рубеже XIX и XX столетий. Понятие ропетовского или ропетовско-стасовского стиля было введено в искусствоведе­ние знаменитым деятелем русского искусства И.Э. Грабарем. Стиль назван по имени архитектора Ивана Павловича Петро­ва, подписавшего свои проекты вымышленным именем Ропет.

Все направления в архитектуре, развивавшиеся после за­вершения классицизма: и историзм, и псевдорусский, и русско-византийский, и ропетовский стили — можно объединить под общим названием «эклектика». Вся вторая половина XIXвека прошла в русле этого течения.

Европа жила в ожидании нового большого стиля, кото­рого не знала со времен классицизма или даже барокко. И этот стиль явился одновременно в разных странах и под разными именами. В Германии его называли «югендштиль», в России и в Англии он явился под именем модерна.

Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы, использовали в своем творчестве разные формы: гре­ческой архаики, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, готики и Ренессанса, искусства этрусков и французского рококо.

Модерн стал по-настоящему большим стилем. Он про­явился в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, литературе. Несмотря на свою скоротечность (немногим более трех десятилетий), модерн не мог не затронуть церков­ного искусства. Роскошные росписи Владимирского собора в Киеве, выполненные В.М. Васнецовым, работы М.В. Нес­терова для храма Спаса на Крови в Петербурге и Марфо-Мариинской обители в Москве,— все это яркие образцы церков­ного модерна.

Стремление к целостности есть главное качество искус­ства модерна. Однако в период модерна существовали раз­ные стилистические течения.

Одним из многочисленных ответвлений модерна стал неовизантийский стиль, ярко воплотившийся в архитектуре Княже-Владимирского собора в Киеве, построенного в озна­менование 900-летия Крещения Руси.

Своеобразным направлением в русском модерне стал так называемый ретроспективизм. Ретроспективизм — это ответ­вление модерна, связанное с новым обращением к архитек­турным формам прошлых эпох.

Ретроспективизм имеет две основные стилистические ветви: неоклассицизм, ориентировавшийся на Ренессанс и русский классицизм, и неорусский стиль, продолжавший и развивавший традиции русской архитектуры допетровских времен. Неорусский стиль получил свое название в противо­вес дискредитировавшему себя псевдорусскому или ропетовскому стилю. Если во всех предшествующих вариантах стилизаторства второй половины XIXвека воспроизводились детали московской и ярославской архитектуры XVII века, то в постройках неорусского стиля получали развитие формы древнерусской, главным образом новгородской и псковской, архитектуры.

Одним из наиболее выдающихся архитекторов неорус­ского направления был А.В. Щусев — большой знаток Нов­города и Пскова.

Самыми известными его постройками являются: храм-памятник преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913) и Покровский храм Марфо-Мариинской обите­ли на Б. Ордынке в Москве (1908-1912)33.

Стремление к внешней неповторимости, оригинальности зданий побуждало архитекторов прибегать иногда к чрезмер­ному использованию декоративных средств оформления фа­садов: декоративной и орнаментальной облицовке, керамиче­ской мозаике, скульптурному убранству. Стала распространен­ной произвольная деформация привычных очертаний, манерность и чрезмерная вычурность деталей.

Одним из ярких образцов модерна в церковной архитек­туре является храм в Абрамцево, построенный по проекту художника В.Д. Поленова.

Выдающимся архитектором, творчество которого всеце­ло принадлежит модерну, является Федор Осипович Шехтель, юность которого прошла в Саратове34.

Его гению принадлежат такие архитектурные шедевры, как особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке и особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской в Москве. По мне­нию некоторых исследователей, Шехтель является автором проекта особняка Рейнике в Саратове.

Другим выдающимся произведением Ф.О. Шехтеля в Са­ратовской губернии стала старообрядческая Троицкая цер­ковь в селе Балакове (ныне это село — второй по величине город в Саратовской области).

Известный балаковский купец Анисим Мальцев через Московское архитектурное общество объявил конкурс на про­ект храма в родном селе, который выиграл Шехтель.

Мастер выполнил проект в 1909 году и несколько раз в течение 1910-1914 годов лично приезжал в Балаково, что­бы контролировать ход строительства, которое велось под руководством инженера Антонова. Основное здание храма бы­ло построено в 1911 году, а колокольня, крестильня и внешняя отделка были завершены к 1913 году. Слева от главного вхо­да была построена зимняя шатровая церковь. Храм был освящен старообрядческим епископом Саратовским Мелетием в 1914 году.

Старообрядческая печать тех лет признавала, что по ве­личине и тщательности отделки храм в Балаково будет пер­вым во всей России. Пока шло строительство, Анисим Маль­цев за огромные деньги приобрел несколько сотен древних икон, которые затем были размещены в храме. Строительство шло довольно быстро, и вскоре на высоком берегу реки Бала- ковки вырос замечательный храм.

Модерн охотно использовал для декора внешних поверх­ностей зданий поливные изразцы и мозаику. Для Троицкого храма в мастерской известного петербургского мозаичиста В.А. Фролова были изготовлены три монументальные моза­ики: образ Троицы Ветхозаветной, Нерукотворный Спас и икона «Знамение». Эскизы для мозаик выполнил известный московский иконописец и реставратор И.О. Чириков35.

На склоне лет Ф.О. Шехтель послал открытку другу и товарищу по работе в Московском архитектурном обществе И.П. Машкову, в которой назвал храм в Балаково лучшей из своих построек.

В завершение очерка рассмотрим еще один чудом сохра­нившийся памятник церковной архитектуры Саратова - храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»36.

Его строительство связано с именем одного из наиболее из­вестных архипастырей Саратовской епархии священномученика Гермогена (Долганева). Во время путешествия по Афону ему была преподнесена икона «В скорбех и печалех утешение», на­писанная в Андреевском скиту Русского Пантелеимонова мо­настыря. Для афонской святыни в непосредственной близости от архиерейского дома была выстроена небольшая церковь.

Автором проекта, созданного в 1903 году, был саратовс­кий архитектор Петр Митрофанович Зыбин. П.М. Зыбин про­ектировал храм, не отходя от канонов средневековой русской архитектуры. Однако это не просто копия уменьшенного в несколько раз «Покрова на рву», расположенного на Красной пло­щади в Москве, не пряничная конструкция в ропетовском духе, но искусная стилизация, столь характерная для неорусского сти­ля. Удивительная соразмерность различных элементов построй­ки, гармония шатровых и луковичных куполов, тщательно про­работанный декор стен без излишней дробности и мелочности в отделке создают яркий памятник русского модерна.

В истории искусства модерн остался последним большим художественным стилем. Художественные течения, возникав­шие в течение всего последующего XXстолетия, охватывали лишь отдельные области искусства.

Храмовое строительство, которое возобновилось на нашей земле в два последних десятилетия, предполагает поиск но­вых форм художественной выразительности. Однако уже осу­ществленные проекты показывают, что современная цер­ковная архитектура еще не обрела нового языка и остается в плену простой подражательности старым художественным традициям. Большинство современных проектов ориентиро­вано на переосмысление русского стиля и даже чаще неорус­ского, чем других стилевых явлений XIX— начала XXвека. Традиция восстанавливается от той точки, где была прервана.

Таким образом, процесс возрождения церковной архитек­туры находится пока еще на начальной стадии, хотя и дает уже некоторые добрые всходы. Есть надежда, что сама жизнь Церкви выкристаллизирует из себя те грани служения ее вер­ных чад, которые относятся к области зодчества, для их зву­чания во всей полноте.

  Труды Саратовской православной духовной семинарии, 2009 г.

[Священник Александр Сирин]