Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

Величаем дивное успение Твое

Ликует и радуется душа на каждый церковный праздник, и хочется выразить это ликование и поделиться духовной радостью. Порой нам не хватает слов, или они кажутся нам недостаточно величавыми и подобающими. Как писал в IX веке преподобный Феодор Студит, «умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо таинство славно, высоко и превосходит всякий ум». Тем более, когда это двунадесятые праздники, к числу которых относится и приближающийся праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В таком случае нам должно обратиться к многовековому опыту Церкви и ее несметным духовным сокровищам — наследию святых отцов. Ведь они тоже испытывали подобные нашим ликование и радость, но, обладая большим духовным опытом и пламенея огромной любовью к Богу и Пресвятой Деве Богородице, находили нужные слова, чтобы прославить Их. К числу таких слов-прославлений относится и «Похвальное слово на Успение святой Владычицы нашей Богородицы» преподобного Феодора Студита, удивительное по своей красоте и гармонии произведение, отличающееся проникновенностью, глубиной мысли и силой религиозного чувства.

«Ужасается дух мой, когда размышляет о величии исхода Твоего, о, Дево! Изумляется ум мой, разсуждая о дивном успении Твоем; связуется язык мой, когда повествует о таинстве воскресения Твоего. И подлинно, кто достойно слышаны сотворит вся хвалы Твоя, и кто возвестит все чудеса Твои? Какой высокий ум выскажет, какой красноречивый язык передаст достоинства и дела Твои, представит и изобразит Твои таинства, славы, праздники, хвалы? И настоящее таинство всякий язык изнемогает восхвалять, слабеет, не достигает цели, посрамляется. Ибо Ты превосходишь, несравненно превышаешь величием всякую высочайшую часть неба, сиянием святости — свет солнца, заслугами — достоинство ангелов, и безплотное существо всех разумных и умопостигаемых сил», — пишет преподобный Феодор Студит об успении Пресвятой Девы Богородицы.

Дивно и благоговейно в своей праздничной радости преподобный величает Владычицу нашу Богородицу: чистая Голубица, высокий и превознесенный херувимский Престол Царя всех, Дом, полный славы Гос­подней, святая Завеса Христова, богоприятное Руно, из которого истекла небесная роса, Чаша, полная воды…

О преподобном Феодоре Студите (758/759–826) – стойком и принципиальном защитнике свободы Церкви от государства, одном из самых авторитетных учителей аскетики и нравственности – большинство из нас знают, прежде всего, как об игумене Студийского монастыря, составителе знаменитого Студийского общежительного монастырского устава. Обращение к житию святого угодника Божия и сочинениям, посвященным его жизни и трудам, раскрывает нам многогранность талантов и многочисленность трудов, которыми он служил Богу как богослов, философ, проповедник, апологет иконопочитания.

Преподобный Феодор родился в благочестивой и богатой, приближенной к императорскому двору семье. Его родители Фотин и Феоктиста и его дядя Платон обратились к монашеской жизни. В своем поместье в Вифании они организовали обитель Саккудион. Преподобный получил блестящее образование, женился, но в 22 года в той же обители принял постриг, его примеру последовала и его молодая жена Анна. Известно, что Феодор был родственником преподобного Романа Сладкопевца и братом святителя Иосифа, архиепископа Солунского, исповедника. За ревностное отстаивание православного учения о почитании икон, канонов о браке, а также за обличение отступников и императоров преподобный неоднократно подвергался гонениям и ссылкам, умер в изгнании.

Святой оставил нам обширное литературно-богословское наследие. Его перу принадлежат догматико-полемические и нравственно-аскетические труды, сочинения по литургике, письма, гимны, поэтические произведения и даже эпиграммы. В отдельную группу можно выделить его проповеди и слова. Исследователи пишут о составленной им «Книге похвальных слов». К сожалению, сохранилось только 12 «слов»: на Святую Пасху, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, поклонение Честному и Животворящему Кресту (в Неделю Крестопоклонную), похвала в честь апостола Варфоломея и другие.

«Похвальное слово на Успение святой Владычицы нашей Богородицы» в творчестве преподобного Феодора Студита — уникальное произведение, отличающееся от прочих стилистически и структурно. «Слово» условно можно разделить на несколько частей. Так, в первой, самой краткой части преподобный с сокрушением говорит о слабости своего слова для подобающего прославления праздника, ведь «с трудом проходя чрез слабый орган нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается во гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащаго и потрясающаго концы земли». Автор призывает к празднованию «погребения и преселения Ея» всю вселенную: «Прииди ко мне вся поднебесная, все архиереи и иереи, иноки и миряне, цари и князи, мужи и жены, юноши и девы, колена и языки всякаго рода и племени — прииди поднебесная, облекшись в одежды добродетелей, как бы украсившись одеждою, шитою золотом, и светло празднуй праздник Матери Господа, Марии…»

Отдельная часть посвящена краткому изложению истории успения Пресвятой Девы, рассказу о собрании апостолов у Ее одра по Ее молитвам, воскрешении и вознесении на небо. Для этого повествования преподобный Феодор прибегает к необычному для своих произведений стилистическому приему, определяющему уникальность «Похвального слова»: он вкладывает в уста Богоматери и апостолов целые речи. Пожалуй, благодаря именно этому приему мы как бы слышим их голоса и становимся участниками происходящего.

Так, преподобный Феодор показывает Богоматерь возносящей благодарственные молитвы Сыну Своему за собравшихся у Ее смертного одра апостолов: «Посмотрев вокруг Своего ложа и видя ожидаемых учеников, Она сказала: «Да возрадуется душа Моя о Господе, и да будет для Меня славою и величием во всех языках земных, что Он собрал ко Мне основания Церкви, князей вселенной, славных служителей Моего погребения. О, великое чудо! О, дело освящения Матери! О, дар сыновней любви!»[…]»

Далее преподобный вопрошает: «Какой ум вместит? Какое слово сравнится с тем, что воспевали и говорили там, как ублажали Ее богословцы?» И, отвечая на него, рисует нам апостолов воспевающими Пресвятой Деве Богородице похвалу: «Радуйся, мысленный Вифлеем, дом Евфрафов, из котораго вышел Царь славы, дабы быть князем во Израиле, Его же исходи из начала от дней века, как говорит божественный Михей (Мих.  5,  2). […] Радуйся, златый и светоносный Светильник, из котораго излился неприступный свет Божества седящим во тьме и сени смертней, по богодухновенному Захарии (Зах.  4,  2). Радуйся, общее Очищение смертных, чрез Которую от востока солнца и до запада имя Господне славится во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Его, по святейшему Малахии (Мал.  1,  11). […] Радуйся, Дверь затворенная, чрез Которую вошел и вышел Господь Бог Израилев, по боговидцу Иезекиилю (Иез.  44,  2) […]».

Когда же апостолы «свято совершили должное и святое, предстал Сам Господь со славою Силы Своей и всем воинством небесным. И незримо совершали служение безплотные, а телесно — апостолы, явившиеся песнопевцами божественнаго величия. Смешанное было собрание и лик состоял из небесных и земных […] — все же единогласно с радостию взывали: «Пойте Господу! Хвалите Господа! Благословен Господь на праведной горе святей Его! И да воздвигнется небо в высоту!..» Итак, христолюбцы, слышал ли кто от века подобную песнь? Видел ли кто такое погребальное шествие? Знал ли кто-либо когда такое переселение, какого удостоилась Матерь Господа моего? […]».

Почему же праздник называется Успением? По словам преподобного Феодора Студита, Пресвятая Владычица наша Богородица, «уснувшая в мире и правде, говорю — «уснувшая», а не «умершая» потому, что перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому».

Велико значение Ее успения в деле нашего спасения, поскольку «отшедши телом, Она с нами — духом; быв возведена на небо, Она отгоняет демонов, являясь ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась через праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери ея, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо безчестия. Да радуется Ева, поелику она принесла благословенный плод — Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственнаго источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне».

Завершая похвалу празднику Успения, преподобный Феодор Студит обращается к нашей заступнице Богородице с молитвой о спасении мира и о даровании земных и небесных благ. Присоединимся к ней и мы, полные духовного ликования, благоговения и благодарения в праздник Успения Владычицы нашей Богородицы и велегласно произнесем: «О, светлое и славное торжество Твое! так скажу я, радуясь. О, дивное и полное знаменательности преставление Твое! О, погребение Твое, дающее нетленную жизнь, Родительница Света!.. Но, проходя облака, восходя на небо и войдя во Святое Святых во гласе радования и исповедания, удостой, о Богородице, благословить концы вселенной, спасительно умеряя твоими молитвами растворение воздуха, даруя дожди во благовремении, управляя ветрами, делая плодородною землю, церковь спокойною, утверждая православие…».

Людмила ДОРОНИНА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 7 (7), август 2023 г.

Фото автора, Ивана ПРИВАЛОВА и из открытых Интернет-источников