Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

Наш святой Иоанн

Жизненный путь священномученика Иоанна Заседателева

29 октября совершается память священномученика Иоанна Заседателева (1864–1942) — настоятеля Богородице-­Рождественского единоверческого храма города Николаевска (ныне город Пугачёв).

Отец Иоанн посвятил жизнь миссионерской деятельности, совершал много поездок со священниками-миссионерами по деревням и участвовал в беседах со старообрядцами, противодействуя расколу. С не меньшим рвением отстаивал он право человека на веру в безбожное лихолетье. На допросах он неоднократно подтверждал свою позицию и говорил об этом прямо: «Я ставил своей целью проведение борьбы за религию, в частности боролся с проводимой антирелигиозной пропагандой, проводимой Соввластью, путем распространения своей литературы, которая у меня была направлена в противовес учениям Маркса, Энгельса, Ленина, этим самым я ставил себе целью не дать возможности умереть религии. <…> Считаю своим долгом признаться открыто, что я не одобряю политику Соввласти по отношению к религии, которая борется с ней, проводит антирелигиозную пропаганду, я считаю религию частным делом…».

Святой Иоанн был воистину верен Христу до смерти, подтвердив свою преданность Ему мученичеством. Он отмечал: «Я всегда и всюду говорил и говорю: Богу верую, от Бога не отступлю».

Тропари и кондак святому священному́ченику Иоа́нну, пресви́теру Никола́евскому

Тропа́рь, гла́с 4

Иере́ем сла́ву и му́чеником похвалу́, / почти́м Христо́ва испове́дника Иоа́нна всехва́льнаго, / и́же о едине́нии церко́внем подвиза́ся с любо́вию / и безбо́жныя мучи́тели обличи́ со дерзнове́нием, / и ны́не мо́лится Го́сподеви // спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Ин тропа́рь, гла́с то́й же

Наста́ де́нь све́тлаго торжества́, / созыва́я вся́ христолю́бцы / восхвали́ти по́двиги и страда́ния иере́я и му́ченика Бо́жия, / и просвеща́я Пово́лжския страны́ благода́тными заря́ми / и луча́ми исцеле́ний же и чуде́с: / сия́ет бо све́том ра́зума, и му́жеством сердца́ укрепля́ет, / и ду́ши весели́т вопию́щих с ве́рою: // ра́дуйся, Иоа́нне, о́тче на́ш.

Конда́к, гла́с 2

Подо́бен: Проро́че и прови́дче:

Свяще́нный пропове́дниче Ева́нгелия Христо́ва, / Иоа́нне всехва́льне, / и́же па́стырства по́двиг запечатле́в страда́нием, / и о ста́де ду́шу положи́в, // моли́ о на́с еди́наго Человеколю́бца.

Будущий святой новомученик Иван Иванович Заседателев родился 1 января 1864 года в селе Акатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье. В хозяйстве у них были две лошади, корова и три овцы, и семья считалась бедной. Для посева в распоряжении Заседателевых находилось четыре десятины земли. Чтобы помочь отцу прокормить семью, Ваня с детства нанимался работником к зажиточным крестьянам. Родители Ивана были православными. Но в 1876 году Иван Заседателев-старший, «не имея надлежащих понятий ни о Церкви, ни о расколе, стал ходить к раскольникам на службу», только потому, что у старообрядцев, как ему казалось, «истово служат, чем они хвалятся перед православными и прельщают их». По примеру отца и вся семья Заседателевых присоединилась к «австрийской секте» — так до революции иногда именовали старообрядческое белокриницкое согласие.

Когда Ивану исполнилось пятнадцать лет, Заседателев-старший, желая обучить церковной грамоте и пению, отправил сына в белокриницкий монастырь, располагавшийся на речке Черемшан в Хвалынском уезде. В монашеской обители ему дали келью, где он и проживал во время своего обучения. Первые сомнения у Ивана «в истинности» белокриницкого согласия зародились именно в черемшанском монастыре. Одним из главных признаков истинной Церкви являлась апостольская преемственность и непрерывность епископата, но в истории старообрядчества был период в 180 лет, когда у них не было православных епископов.

Судя по всему, у родителей Ивана также появились сомнения в своем религиозном выборе. Когда сын вернулся с Черемшана в 1883 году, они женили его на дочери православного крестьянина Ксении Елисеевне. Пытаясь разрешить свои сомнения, Иван Заседателев читал много старообрядческих книг и произведений православных миссионеров. Постепенно он пришел к выводу, что «Греко-Российская Церковь в учении веры нимало не погрешает». Свою первую дочь он крестил в Православной Церкви. Как писал об этом сам будущий священномученик, «и тогда сердце мое стало лежать к Греко­Российской Церкви, и я совсем оставил раскольнические о ней мудрования; стал и родителю говорить: «Батюшка! Нужно нам бросить Австрийскую лжеиерархию, а следует вступить в истинную Церковь Божию!»» Но отец его просил еще немного «погодить», и Иван продолжал ходить в старообрядческую моленную только из сыновьего послушания родителю.

Большое влияние на обращение Ивана из раскола оказал местный священник-миссионер Елпидифор Владыкин, который привлек его в качестве участника к богословским диспутам с известным старообрядческим апологетом Климентом Перетрухиным: «Мне же Перетрухин своими беседами только еще более помог убедиться, что старообрядцы не составляют Церкви Христовой, и тем указал путь в Православную Греко-Российскую Церковь, сущую истинную Церковь Христову, ни в чем не повредившую догматов веры, имущую законную, от самих апостолов непрерывно и преемственно влекущуюся, иерархию, все спасительные, богоустановленные таинства». Поскольку родители продолжали удерживать сына в расколе, он прямо сказал: «Подобает паче слушать Бога, что быть в расколе более не могу» — и присоединился к Святой Церкви. Причем, сохранив свое благоговейное отношение к древнерусской богослужебной традиции, будущий священномученик пожелал вернуться в лоно Православной Церкви на условиях единоверия. Произошло это в 1885 году.

Но и после обращения в православие Ивана не переставала беспокоить судьба его родственников: «Родителей и прежде этого, особенно же при присоединении к Церкви, я не переставал уговаривать, чтобы бросили новоучрежденную Австрийскую иерархию и с ней весь погибельный раскол, а пришли бы с покаянием ко святой соборной Церкви». Вскоре ему удалось убедить и отца, и брата присоединиться к Церкви на условиях единоверия. С тех пор началась его миссионерская деятельность, которую он не оставлял уже до конца своей жизни.

В Акатной Мазе молодой человек примкнул к миссионерскому кружку, который организовал в селе священник Елпидифор Владыкин для противодействия старообрядческому расколу. Для получения систематических богословских знаний Заседателев обучался в трехгодичной миссионерской противораскольнической Кирилло-Мефодиевской школе при Братстве Святого Креста в г. Саратове. Как впоследствии вспоминал сам Иван Заседателев, он «сблизился с миссионерами, разъезжал с ними для бесед со старообрядцами. Больше всего связи имел с миссионером диаконом Кармановым, с которым мне зачастую приходилось выезжать на диспуты со старообрядцами, цель наша была — обратить их в православное вероисповедание». Вскоре Иван Иванович от саратовского епископа Авраамия (Летницкого) получил личное разрешение проводить собеседования со старообрядцами самостоятельно.

Видимо, активная и успешная миссионерская деятельность Ивана Заседателева среди старообрядцев привлекла внимание епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского), много сделавшего для развития единоверия в Самарской епархии, к которой до 1927 года относилось и нынешнее Саратовское Заволжье. Одним из первых российских архипастырей он выступил с инициативой именовать единоверцев православными старообрядцами, признавая тождественность и «равноспасительность» «старого» и «нового» обряда. Сам владыка Гурий охотно служил по старому обряду, строго соблюдая уставы и обычаи единоверия, и привлекал к противодействию расколу приходских священников своей епархии.

Осенью 1894 года в уездном городе Николаевске Самарской губернии (ныне г. Пугачев Саратовской области) был заложен, а в мае 1895 года освящен Пре­освященным Гурием единоверческий храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм располагался на углу улиц Казанской и Московской (ныне К. Маркса и М. Горького). По всей видимости, в клире Самарской епархии не нашлось в тот момент кандидата на священную степень, которого бы принял приход, и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Николая (Налимова) Иван Заседателев переходит в Самарскую епархию. Судя по всему, талантливый миссионер был переведен именно с перспективой рукоположения в единоверческие священники. Рекомендацию на рукоположение будущий священник получил от Тихона (Оболенского), архимандрита единоверческого Спасо-Преображенского мужского монастыря, располагавшегося близ г. Николаевска. По всей видимости, подготовка к священному служению будущего мученика проходила в организованной при монастыре миссионерской школе.

13 октября 1896 года епископ Гурий (Буртасовский) рукоположил Иоан­на Заседателева в сан диакона, а на следующий день совершил над ним священническую хиротонию. В Рождество-Богородицкой единоверческой церкви города Николаевска отец Иоанн прослужил 37 лет. Также он являлся заведующим церковно­приходской школы и законоучителем в 3‑м мужском училище г. Николаевска. Кроме того, он исполнял должность уездного миссионера, проводя значительную часть времени в разъездах по окрестным селам и деревням. Каждое воскресенье он проводил в своем храме собеседования со старообрядцами, и, например, только за первое полугодие 1903 года он обратил из раскола в единоверие 18 человек. За свою проповедническую деятельность среди старообрядцев священник Иоанн Заседателев неоднократно получал поощрения и награды от епархиального начальства. В 1912 году отец Иоанн принял участие в I Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), прошедшем в Санкт-Петербурге.

Рукоположение выходца из крестьянского сословия без образования в те годы было довольно редким явлением, ведь ни школьного, ни семинарского образования бывший раскольник не получил, и самого себя он называл самоучкой. Отсутствие систематического образования миссионер восполнял постоянной тягой к новым знаниям, выдающейся способностью к самообучению, начитанностью и редкой богословской эрудицией. Помимо устной проповеди, отец Иоанн также занимался и церковной публицистикой: в 1910 году из печати вышла брошюра святого Иоанна «Две беседы с баптистами», посвященная вопросу о крещении. Известно, что он является автором трудов в защиту канонизации преподобного Серафима Саровского и православного почитания святых мощей.

Когда настало время гонений в советское время, отец Иоанн не оставил своих просветительских трудов. В первые годы советской власти он принимал участие в открытых диспутах с членами Союза воинствующих безбожников. Однако 24 января 1929 года подобные диспуты были запрещены секретным циркуляром Политбюро ЦК ВКП(б) как «форма пропаганды религии». Как скажет позже на допросе сам святой Иоанн, власть «запретила проводить религиозное учение вне церкви». Видимо, этот запрет и послужил для него побудительной причиной для начала письменной полемики с безбожием. Он начал составлять богословские апологетические трак­таты. Таким образом он противодействовал государст­венному атеизму, возражать которому вслух легально уже было нельзя.

С июня по октябрь 1932 года святой Иоанн служил в селе Сулак Балаковского района (сейчас оно в Краснопартизанском районе) Саратовской области. Он проживал в этом селе до февраля 1933 года. Есть сведения, что перевод отца Иоанна в Сулак был вызван закрытием единоверческого Рождество-Богородицкого храма в г. Николаевске. В феврале 1933 года иерея Иоанна перевели в Корнеевку Пугачевского района, он служил в Покровской церкви и проживал в этом же селе. Оно было известно тем, что именно в нем 23 мая 1917 года произошло явление Испанской иконы Божией Матери и иконы великомученика Пантелеимона, прославившихся вскоре многочисленными чудесами.

7 сентября 1934 года священномученик был арестован Пугачевским РО НКВД по делу об «антисоветской организации среди церковнослужителей». В постановлении на арест И. И. Заседателева было указано, что он занимается сочинением богословской литературы «контрреволюционного» содержания и «нелегальным ее распространением среди граждан». Отец Иоанн не отрицал свою полемику с атеизмом, и с этой целью он написал несколько трудов: «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О душе» и другие, рукописи которых у него были изъяты при аресте: «В своих рукописях я доказывал, что марксистское миропонимание не верно, в частности я доказывал неверность учения Энгельса, Ленина. Эти доказательства я приводил в большинстве своих рукописей, поставив перед собой задачу — активно отстаивать религиозную науку, борясь с материалистической наукой. Цель у меня была такова: доказать неправильность марксистского учения и, в частности, неправильность научных трудов Энгельса и Ленина, доказать правильность биб­лейского учения».

Один из свидетелей по делу показал, что отец Иоанн в разговоре с ним «упоминал имя ученого Дарвина, по учению которого человек произошел от обезьяны. Учение это Заседателев называл неправильным и доказывал, что человека сотворил Бог». При этом священник никогда не призывал верующих к борьбе с государственным строем. Одна из старых прихожанок свидетельствовала об этом на одном из допросов, сообщив следующее: «Заседателева знаю лет 40 как священника нашей единоверческой церкви. Заседателев говорил, он верит в Бога и никогда не отступит от веры. Говорил, суровую власть такую Бог послал за наши грехи и роптать на власть нельзя, все власти от Бога».

17 марта 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР отец Иоанн был приговорен к ссылке в Казахстан сроком на три года. Покровский храм села Корнеевка вскоре, в 1937 году, был закрыт и затем разрушен. Срок ссылки отец Иоанн отбыл полностью, однако отпущен на свободу не был и еще более года находился в ссылке вплоть до 13 февраля 1939 года и затем вернулся в г. Пугачев. К этому времени действующих храмов в городе уже не было, и священник Иоанн Заседателев по приглашению верующих совершал по домам тайные крещения детей. Более того, новомученик обращался в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но ему отказали. Весьма вероятно, что святой Иоанн пытался тогда добиться открытия единоверческого Рождество-Богородицкого храма. Дома у отца Иоанна хранился антиминс и необходимая для совершения Литургии церковная утварь. Однако 2 апреля 1941 года исполком Пугачевского горсовета «оперативно» принимает решение, согласно которому здание было признано ветхим и подлежало сносу. Само разрушение храма растянулось на несколько лет, ныне на этом месте находится общежитие Пугачевского гидромелиоративного техникума.

Во второй раз отец Иоанн, которому уже исполнилось 76 лет, был арестован 18 сентября 1941 года. Во время следствия содержался в пугачевской тюрьме № 2. Его обвиняли в «церковной пропаганде и контрреволюционной агитации, направленной на дискредитацию руководства ВКП(б) и Советского Правительства». В доносе на отца Иоанна в качестве свидетельства «ненависти и злобы к Соввласти» приводились его слова: «Я остался таким же крепким, каким и был, своим учением — проповедью Божией многих людей убеждаю против неверов-коммунистов, меня не только пожилые слушают, но через меня слово Божие воспринимают и молодежь, и от своего дела я не отступлю». В доносе отмечалось, что, помимо устной проповеди («проводимой церковной пропаганды»), новомученик продолжал «писать труды в защиту религии». В постановлении на арест обвинение было сформулировано так: «Являясь враждебно настроенным человеком к Советской власти, проводит среди окружающего населения церковную пропаганду и контрреволюционную агитацию, распространяет антисоветскую клевету о жизненных условиях трудящихся Советского Союза и высказывает пораженческие настроения в отношении Советской власти».

Новомученик Иоанн на допросах вел себя с мужественным смирением: «Я делал все, что полагается делать религиозно верующему человеку». Он отвергал обвинения в антисоветской деятельности и отказался называть фамилии тех верующих, в семьях которых он совершал таинство Крещения. Проповедническую деятельность, направленную против материалистического атеизма, называл своим долгом верующего человека: «В течение 20 лет я изучал ученье Дарвина, изучал материализм, с учением последнего я не согласен. <…> Прочитав всю эту литературу, я еще больше убедился, что все создано Богом, человек создан Богом, в нем есть дух и душа. Я всегда и всюду говорил и говорю: Богу верую, от Бога не отступлю. На власть никогда не роптал, потому это грешно, всякая власть дана от Бога».

По всей видимости, суровый приговор отцу Иоан­ну и проходившему с ним по одному делу священнику Федору Сумину был предрешен заранее. Примечательно, что адвокату Пугачевской юридической консультации было поручено ведение дела в день его рассмотрения. Поэтому неудивительно, что адвокат вместо положенных в таких случаях действий по защите обвиняемых ограничился произнесением единственной формальной фразы: «Прошу подзащитным Заседателеву и Сумину вынести справедливый приговор». По приговору Саратовского облсуда от 21 декабря 1941 года священник Иоанн Заседателев был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу, однако после подачи кассационной жалобы 14 марта 1942 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда СССР изменила приговор на лишение свободы на  10 лет в исправительно-трудовых лагерях с последующим поражением в правах на пять лет.

В сущности, для престарелого священника это был отложенный смертный приговор. Отец Иоанн был направлен в Карагандинский лагерь, куда прибыл 25 октября 1942 года, а через четыре дня, 29 октября, мученик скончался от правосторонней пневмонии и истощения на станции Карабас КарЛАГа, расположенной в восьми километрах от города Абая Карагандинской области.

Постановлениями Президиума Саратовского областного суда от 10 октября 1988 года и прокуратуры Саратовской области от 24 марта 1994 года Заседателев И. И. был реабилитирован. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, иерей Иоанн Заседателев был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 29 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священномученик Иоанн внесен в список Собора Саратовских святых. Память святого празднуется 29 октября (16 октября по ст. ст.).

Использованы материалы статьи священника Максима Плякина и Валерия Теплова «Богу верую, от Бога не отступлю».

Автор выражает глубокую благодарность за оказанную помощь в работе и предоставленные фо­тографии иерею Максиму Плякину и В. В. Теплову (г. Саратов).

Павел Соловьев

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 9 (9), октябрь 2023 г.

Фото 1 — Священномученик Иоанн. Фреска трапезной части верхнего храма Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, 2014 год. Фото Ивана Привалова

Фото 2 — Рождество-Богородицкий единоверческий храм г. Николаевска (Пугачева), где служил отец Иоанн.

Фото 3 — Дом священника Иоанна Заседателева в г. Пугачеве (ул. М. Горького, 15). 2014 год.

Фото 4 — Крест на месте разрушенного храма в с. Корнеевка. Фото Валерия Теплова. 2006 год.