17 апреля 2022 г.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Варфоломею, епископу Балаковскому и Николаевскому
Преосвященный епископ Варфоломей!
Днесь по воле Бога Отца, благой, угодной и совершенной (Рим. 12:2), ты сподобился принять Духа Утешителя, соделавшего тебя епископом Церкви Христовой, Которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28). По молитвам верных и чрез возложение рук архипастырей сила Вышняго осенила тебя, свидетельствуя о твоем новом ответственном призвании. Тот же Самый Дух, сошедший некогда на учеников Господа в Сионской горнице в день Пятидесятницы, ныне почил незримо на тебе. Один и Тот же Дух, нисходивший на апостолов и их преемников, сошел ныне на тебя, и потому ты вступил в служение, продолжающее цепь апостольского преемства. Ибо благодать Божия, дарованная святым апостолам, передается преемственно через архиереев на рукополагаемых пастырей и архипастырей, служителей Христовых.
Со страхом Божиим и трепетом вспоминай этот великий день и запечатлей в сердце своем слова, которые мне по долгу отеческой любви и по долгу своего послушания перед Церковью надлежит сказать тебе ныне. Как некогда и меня напутствовал мой духовный наставник — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, вручая жезл епископский, так и тебе сегодня скажу те же слова, которые он мне сказал: «Совершай труды в искренней простоте и с усердием! Служи Богу твоему так, как служили Ему все избранные Им». А чтобы достойно пройти предлежащее тебе поприще, старайся делать твердым свое звание и избрание (2 Пет. 1:10), возгревая дар Божий, который в тебе через наше рукоположение (2 Тим. 1:6).
«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1), свидетельствует апостол Павел. Однако не забывай, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). Мы знаем, как нередко кто-то из монашествующего духовенства до боли мечтает стать архиереем — и никогда им не становится, ибо каждый должен помнить и знать, что никто сам собой не приемлет этой чести, но только призываемый Богом, как учит нас апостол Павел.
Знаю, ты с детства возрастал в вере. Потому, достигнув юности, не колебался в выборе жизненного пути, поступил в Московские духовные школы и по успешном их окончании был направлен на преподавательское служение в Саратовскую семинарию. Вняв гласу Божию, призвавшему тебя отвергнуть заботы мира сего, ты принес монашеские обеты и был затем рукоположен в священный сан. Господу, глубины сердца испытующему, прежде бытия предведущему вся наша (канон в Неделю на утрени 5-й седмицы Великого поста), было угодно, чтобы ты со тщанием потрудился на ниве духовного образования и воспитания будущих пастырей, обрел ценный опыт, в том числе в области церковного управления. Являемая тобою ревность о славе имени Христова обрела милость в очах Спасителя, Который ныне доверил тебе высшее иерархическое служение — архипастырство.
В чем же состоят труды архипастыря и как возгревать дар епископской благодати? Святитель Феофан Затворник, раскрывая суть сего славного служения, пишет, что дело епископа — «просвещать истиною, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, помогать бедным и немощным — быть отцом многопопечительным и благоустроительным» (Толкование на 1-е Послание апостола Павла к Тимофею). Итак, как следует из слов Затворника Вышенского, первый и главный труд епископа — это наставлять людей в вере, отстаивать Божию правду и заботиться о нравственном возрастании пасомых. Проповедуй же с дерзновением Евангелие Царствия, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).
Свидетельство о Распятом и Воскресшем Спасителе требует большого духовного мужества и стойкости. Нерешительность и малодушие вредны для всякого человека, но наипаче для блюстителя словесного стада Христова, ведь «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8). Преподобный Иоанн Лествичник, сей великий знаток сердечных движений человеческих, мудро указывает, что «сомневаться в суждениях и долго не решаться на избрание чего-либо из двух есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души» (Лествица. Степень 26. О рассуждении), а мы от себя добавим: еще и признак слабой души.
Внимая этому предостережению и осознавая великую ответственность архипастыря пред Богом и людьми, избегай, вместе с тем, и иной тяжелой и опасной крайности — бездумного и неправедного гнева. Памятуя, какого мы духа (Лк. 9:55), «знай, что если от тебя выйдет огонь и пожжет других, то Бог от руки твоей взыщет души, возжженные огнем твоим», как предупреждает преподобный Исаак Сирин (Слова подвижнические. Слово 89). Являя одновременно твердую решимость и мужество, духовное рассуждение и кротость, растворяя строгость отеческой любовью, будешь следовать средним, царским путем, направляемый и укрепляемый Пастыреначальником Иисусом Христом.
Заботясь о крепости веры пасомых, не забывай о том, что вера без дел мертва, и лишь делами достигает совершенства (Иак. 2:22, 26). Поэтому, как заключает святитель Кирилл Иерусалимский, «познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение» (Огласительное поучение 4-е). Следуя наставлению сего богомудрого архипастыря, заботься не только о развитии различного рода церковных служений, включая социальное, образовательное, благотворительное, но во всем являй личный пример для верных в совершении добрых дел, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Нередко так и бывает: проповедуем, а сами забываем делать то, к чему призываем. Да не будет так в твоем слове и в твоих делах! Пусть сердце твое всегда будет наполнено искренней любовью и милосердием к людям, за каждого из которых на Кресте пострадал и умер Христос.
Тебе предстоит заботиться об очень многом. Труды епископа действительно обширны и разнообразны и простираются на самые различные стороны человеческой деятельности. Это и созидание и благоукрашение храмов, и работа с молодежью, и духовное просвещение, и взаимодействие с власть имущими, и развитие социального служения, и многое друге. Но среди всех важных попечений не забывай о едином на потребу (Лк. 10:42): никогда не оставляй молитвы и как можно чаще совершай Божественную литургию, ибо, постоянно приобщаясь Тела и Крови Христовых, наполняясь животворящей благодатью Святого Духа, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет, только и сможешь нести возложенный на тебя крест архипастырства.
«Кто хочет иметь помощь от Бога, тот не изменяет долгу; а кто не изменяет долгу, тому никогда не изменяет Божие содействие», уверяет нас святитель Василий Великий (Подвижнические уставы, гл. 1). Оставайся для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12), стремись для всех стать всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22), — и будь уверен: благодатное укрепление от Господа не замедлит.
Восприняв эти слова напутствия, прими в руки жезл сей — видимый знак твоего епископского сана и архипастырской власти, благослови народ Божий, участвовавший в твоей епископской хиротонии, и гряди с миром на новое служение Церкви Христовой. Молю Единого безначального Царя славы, Егоже благословят небесные силы и трепещут чини ангельстии (канон в четверток на утрени 4-й седмицы Великого поста), дабы Он соделал путь твой непорочным и непреткновенным, а труды — полезными и многоплодными во славу Пресвятой Троицы. Аминь.