Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни

Пост нужен человеку в первую очередь для особенной сосредоточенности на покаянии и молитве. При этом важно не формальное раскаяние в грехах, а подлинное покаяние, ведь от того, насколько оно истинно, зависит наше спасение и бытие в вечности. Накануне Успенского поста, опираясь на святоотеческий аскетический опыт, попытаемся ответить на несколько вопросов: что такое покаяние и чего нам не хватает для того, чтобы навсегда перестать грешить?

На древнегреческом языке покаяние звучит как µετάνοια (метанойя), которое в буквальном переводе означает «перемена ума». Святые отцы говорят, что покаяние — это не просто осознание своего греха, но главным образом разворот всей жизни, всех мыслей, всей воли, всех чувств — к Богу. Святитель Феофан Затворник в своих трудах подробно об этом пишет: «Покаяние как начало новой благодатной жизни есть решительное изменение на лучшее, перелом воли, отвращение от греха и обращение к Богу или воспламенение огнем ревности об исключительном богоугождении, с решительным отвержением себя и всего греховного».

Покаяние в значительной степени зависит от самого человека, но без благодати Божией, без Его посещения оно невозможно. Господь промыслом Своим дает человеку возможность примириться с Ним: кому-то для покаяния Он пошлет человека с обличением, как Нафана царю Давиду (см.: 2 Цар. 12, 1–12), кого-то побудит открыть Священное Писание в нужном месте, а кому-то воспретит войти в храм, как Марии Египетской. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20), — говорит Господь. Бог стучит и ждет нашего покаяния и радуется, как радовался отец возвращению блудного сына: и когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его, затем сказал: Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 20, 23–24).

Перед людьми, искренне желающими исправления своей жизни и исцеления души, встают вопросы: как же мы можем грешить, если отвернулись от греха и заплаканные стоим в объятиях Отца? Действительно ли мы покаялись и примирились с Господом или все еще находимся в «стране далече»?

Из житий святых мы знаем, что даже великие подвижники сомневались в подлинности своего покаяния, например, преподобный Сисой Великий, произнесший перед своей блаженной кончиной: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».

Святые говорят, что покаяние есть дело всей жизни человека. Святой Климент Александрийский пишет об этом подробно: «Господь же, будучи сердцеведцем и зная наперед все, что должно случиться, предвидел и легкомыслие человека, и лукавство, и злобу дьявола, и то, как дьявол, завидуя возможности прощения грехов, предоставленной человеку, будет продолжать подавать рабам Божиим лживые поводы к греховным действиям, дабы вслед за собой лукаво привести их к падению. Поэтому тем из уверовавших, кто впадает в какой-либо грех, Он по великому Своему милосердию дарует вторичное покаяние, дабы впавший в грех после призвания и подавляемый смущением мог принести еще раз неизменное покаяние (2 Кор. 7, 10), желая возвратиться на добрый путь».

Но каким должно быть истинное исповедание грехов? Как понять, к покаянию ли я двигаюсь, стою ли на месте или уже давно иду не туда? В поиске ответа на эти вопросы обратимся к «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника.

Святой жил в VI–VII веках на Синае, где нес иноческий подвиг с шестнадцати лет. Девятнадцать лет он был в послушании у старца, после кончины которого сорок лет совершал подвиг безмолвия. Многие иноки, видя в нем великие дарования от Господа, тянулись к нему и избрали преподобного игуменом Синайской обители. Но не только в своем монастыре почитали авву Иоанна. Однажды игумен соседнего монастыря обратился к нему с просьбой о написании наставления для духовного восхождения иноков. Преподобный Иоанн, будучи послушным Богу во всем, исполнил просимое и написал «Лествицу» — учение о восхождении к Богу, состоящее из 30 ступеней, основанное на всей жизни преподобного. Несмотря на то что эта книга была написана монахом и для монахов, живой опыт преподобного ценен и для каждого христианина, искренне желающего приблизиться ко Господу. Пятое слово этого духовного сокровища — «О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице» — содержит в себе ответы на вопрос о том, что из себя представляет истинное покаяние.

Преподобный Иоанн пишет: «Покаяние есть возобновление крещения». По учению Православной Церкви, во время таинства Крещения мы отрекаемся от греха и сочетаемся со Спасителем. Затем, входя в купель, погружаемся в смерть Христову, тем самым погребая в ней свое греховное тело и умирая для греха. Редко у кого получается сохранить полученную в Крещении чистоту. Творя беззакония, мы воскрешаем себя для греха и тем самым умаляем полученную при Крещении благодать. По мысли преподобного Иоанна, в покаянии, как в таинстве Крещения, человек вновь отрекается от греха.

Затем Иоанн Лествичник дает следующее определение покаянию: «Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни». Цель покаяния состоит в том, что человек должен измениться. Он призван не просто периодически раскаиваться в своих грехах на исповеди, но стремиться навсегда избавиться от них. Апостол Павел в Послании к римлянам подчеркивает: Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Гос­поде нашем (Рим. 6, 11).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Покаяние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, возвращающемуся на свою блевотину (2 Пет. 2, 22), и тому, который, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом». Об этом просим мы ежедневно в своих утренних молитвах: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбить Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне, и прис­но, и во веки веков. Аминь».

Позже преподобный Иоанн продолжает свою мысль: «Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противоположных прежним грехам». Таким образом, покаяние — это не только перемена образа мыслей, но вступление с Богом в такие отношения, которые больше не противоречат Его воле. Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8), — говорит нам Иоанн Креститель. Именно так поступил сборщик налогов Закхей, объявив всем о готовности вернуть с придачей все, что он отнял у людей. И именно так поступила преподобная Мария Египетская: она решительно отреклась от греха и отправилась на сорок семь лет в пустыню, где терпела лишения и скорби, превосходящие человеческие возможности.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своих сочинениях подробно развил мысль о добродетелях, противоположных восьми главным страстям, через стяжание которых они и врачуются. Так, чревообъядение врачуется воздержанием, любодеяние — целомудрием, сребролюбие — нестяжанием, гнев — кротостью, печаль — блаженным плачем, уныние — трезвением, тщеславие — смирением, гордость — любовью.

Искреннее раскаяние ставит человека на путь покаяния и возводит на первую ступень смирения, описанную святым Иоанном Лествичником как смирение кающихся, исполненное сетования. О состоянии кающегося на этой ступени нам говорит следующее слово преподобного: «Покаяние есть помысел самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений». Взошедши на первую ступень покаяния, человек начинает судить себя, он искренне плачет о своих грехах, сетует. Такое глубочайшее самоосуждение мы видим у царя Давида в пятидесятом псалме: ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной… Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем (Пс. 50, 5–6).

Когда верующему открываются не только сами грехи, но и вИдение того, каким он на самом деле является, обнаруживается все зло, вся нелюбовь и страсти, гнездящиеся в глубине его сердца. Тогда кающийся постепенно доходит до объективного отношения к себе. Он уже знает, как низко может пасть, признает плохими и осуждает не только свои поступки, но и мотивы, приводящие как к злым делам, так и к «добрым», видит свое лукавство, злодейство, недостоинство и нелюбовь. Это и есть первая ступень смирения. Кающийся понимает, что ему нечем гордиться, потому как сознает, что без благодати Божией он не способен ни к чему хорошему, а все доброе в нем — вовсе не его заслуга.

Вследствие такого осознания, по мысли преподобного Иоанна, плачущий о грехах отвергает свою поврежденную волю, стремящуюся к самоугождению и удовлетворению плотских желаний, и старается по возможности полностью уничтожить в себе похоть. «Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения», — пишет Иоанн Лествичник. Вновь вспомним преподобную Марию Египетскую, безропотно и с непрестанной молитвой боровшуюся с одолевавшими ее греховными желаниями: «Вселялось в меня безумное желание разгульных песен, сильно смущавшее меня и внушавшее петь песни демонов, которым я научилась когда-то. Но тотчас со слезами я била себя в грудь и напоминала себе об обете, который дала, уходя в пустыню. Возвращалась мысленно к иконе Богородицы, принявшей меня, и к Ней взывала, умоляя отогнать помыслы, одолевавшие несчастную мою душу».

Вслед за этим святой Иоанн утешает читающего: «Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния». Подлинное покаяние не имеет ничего общего с унынием от осознания своих грехов, доходящим порой до отчаяния. Напротив, кающийся впускает в себя свет твердой надежды на Бога, жаждет новой жизни, просит Господа о помиловании и помощи в исцелении от грехов. Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» пишет, что даже если случится падение, истинно кающийся отвергает отчаяние и смиренно просит Господа о помощи в исцелении от грехов, всегда помня и веря, что поднимет его Господь, как потерявшуюся овцу, возьмет на плечи Свои, помилует и спасет.

Затем преподобный Иоанн Лествичник добавляет: «Покаяние есть очищение совести». Об этом замечательно сказал святитель Феофан Затворник: «Совесть, теперь возочищенная, возвратившая нежность и чутье к нравственному порядку, не даст покоя, пока решительно не уверится в прощении». По мысли святителя, очищение совести состоит не в том, что после исповеди она перестает беспокоить человека и успокаивается, но, напротив, становится более чувствительной.

Свое определение покаянию святой Иоанн Лествичник заключает такими словами: «Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве». Из этого определения исходит следующее: во-первых, кающийся знает, что он служит своей плоти, именно поэтому совершает грех и, желая исцелиться от своей раны, крепко утесняет свое чрево — постится и накладывает на себя другие ограничения, для того чтобы направить свою волю на служение Богу, а не греху; во-вторых, в процессе осознания своей греховности человек ужасается себя, его душа ранится, уязвляется от видения того, что он совершил и кем в самом деле является, он испытывает острую боль и глубокий стыд.

Преподобная Мария Египетская, рассказывая о себе преподобному Зосиме, называет себя избранным сосудом диавола, полного стыда и срама, а о первом сокрушении вспоминает: «Стала я плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и стеная из глубины сердца».

После прочтения пятого слова «Лествицы» может показаться, что такое покаяние очень трудно и даже недостижимо для нас, но дорогу осилит идущий, тем более не одни мы идем, но Сам Господь, бесконечно любящий нас, споспешествует идущему. Об этом пишет преподобный Иоанн: «Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение». Затем он добавляет, призывая нас к немедленному покаянию после каждого падения: «Когда язва еще нова и горяча, тогда удобно исцеляется; но застарелые, оставленные в небрежении и запущенные раны неудобно исцеляются; ибо для врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания. Многие раны от закоснения делаются неисцелимыми; но Богу же все возможно (Мф. 19, 26)».

Преподобный Иоанн Лествичник, как и другие святые отцы, учит нас стремиться к полной перемене ума, в которой и есть вся суть покаяния. Призывает к упорной работе над своим сердцем, не взирая на падения и искушения, учит в покаянии, с надеждой взывать в молитвах к Богу, ожидая окончательного исцеления от грехов. Но главное, что необходимо для спасения, заповедал Сам Господь Иисус Христос: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).

* * *

Когда ко Христу пришла грешная женщина и отерла Его ноги своими слезами и миром, Господь сказал смущенному фарисею: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7, 47–48, 50).

Наталья ХОМЯКОВА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 7 (7), август 2023 г.

Фотографии Людмилы ДОРОНИНОЙ