Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

По страницам истории города Балаково

В Музее истории города Балаково 4 февраля собрались любители истории родного края, чтобы послушать заместителя руководителя паломнической службы Балаковской епархии по экскурсионно-краеведческой работе, историка и краеведа Павла Константиновича Соловьева. О том, как прошла встреча, посвященная истории старинных балаковских православных храмов и кладбищ, что нового узнали жители и гости города, а также о дальнейших планах читайте в нашем материале.

— Павел Константинович, что Вы рассказали на встрече балаковцам, которые интересуются историей города?

— Представленная на встрече презентация «Старые кладбища и православные храмы г. Балаково» — это обобщение той исследовательской работы, которая ведется мною уже на протяжении трех лет. На встрече жители города узнали о расположении первых кладбищ в селе Балаково. Одно из них, самое старое, находилось на улице Селитбенской. На кладбище стоял первый балаковский храм — во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Космодемьянская церковь). Недалеко от этого места первые поселенцы построили второй храм — Троицкую церковь. Другое старинное кладбище располагалось примерно на том месте, где был построен Христорождественский храм (пересечение улиц Красная Звезда и Топоринская). Один из участников встречи рассказал, что когда на этом месте в 2004 году рыли котлован под спортивный корпус Балаковского филиала Саратовской государственной юридической академии, то обнаружили захоронения. Это подтверждает мою версию о двух селах Рождественское и Троицкое, к именованию которых в церковных документах конца XVIII века добавлялось «Балаково тож». Поскольку кладбище, как правило, считалось атрибутом отдельного поселения, то наличие сразу двух некрополей косвенно подтверждает мою версию о возникновении Балаково путем слияния двух населенных пунктов.

Затем на встрече мы поговорили о кладбище, которое в первой половине XIX столетия располагалось на пересечении улиц Московской, Ленина и Советской. На нем хоронили и православных, и старообрядцев. Впоследствии здесь была построена Никольская единоверческая церковь.

Большой интерес у присутствующих вызвала история старого кладбища, располагавшегося в районе Детского парка на улице Вольской, поскольку здесь до сих пор находят останки и захоронения более чем вековой давности.

Отмечу, что результат, полученный от таких встреч, — это не индивидуальная, а коллективная работа. Хотелось бы выразить благодарность за помощь в работе, отзывчивость и заинтересованность музейным сотрудникам — Тамаре Ивановне Кошелевой, Кристине Романовне Беловой, Ольге Максимовне Куряевой, а также товарищу по краеведческим изысканиям — Дмитрию Сергеевичу Мишанову.

— Почему Вы решили углубиться именно в историю православных храмов и кладбищ?

— Исследовательская деятельность на этом поприще началась с создания небольшого приходского музея в храме Рождества Христова, и меня заинтересовала история храмов нашего города. В ходе этой работы я стал собирать материалы по церковному краеведению и пришел к выводу, что фактологическая база по истории православных храмов Балакова не совсем полная. В поисках новых сведений пришлось поработать в архивах Санкт-Петербурга, Пензы, Саратова, Самары, Пугачева. Изначально предполагалось, что по итогам выйдет маленькая брошюра. Однако в результате архивных поисков, особенно при изучении дореволюционных периодических церковных изданий, материал стал расширяться и перерос в объемную книгу. Сначала мне показалась перспективной для изучения тема балаковских единоверцев и прихожан Никольского храма, а затем — и история дореволюционного единоверия Самарской губернии.

Старые кладбища Балакова — тема чрезвычайно интересная, динамичная, а информация, которая имеется, не полная, и постоянно появляются новые материалы. Краеведение — это та сфера исторического знания, где зачастую информацию нужно собирать по крупицам. Иногда приходится надеяться на чудо, и оно периодически случается.

— Как жители принимают такой формат встреч в музее истории города Балаково? Будут ли они продолжаться?

— Жителям такой формат встреч, безусловно, интересен, он очень востребован. Искренний интерес простых горожан имеет личную мотивацию, которая связана с семейной традицией, историей своего дома, улицы, на которой они живут. Люди не просто интересуются историей родного края, есть энтузиасты, которые могут поделиться информацией, что-то находят сами, занимаясь самостоятельной краеведческой деятельностью или генеалогическими поисками.

У меня был опыт проведения пеших прогулок по местам расположения утраченных храмов с молодежным обществом Балаковской епархии, с гостями города, с прихожанами храмов, с ребятами из воскресных школ. Такие экскурсии полезны не только для экскурсантов, но и для самого экскурсовода, поскольку имеется прекрасная возможность «обкатать» материал. В «полевых условиях» сразу становятся очевидными упущения, которые необходимо устранить, появляются идеи, как можно улучшить свою работу, усовершенствовать маршруты. Надеюсь, что с наступлением тепла сложив­шаяся традиция пеших прогулок получит свое продолжение. Также есть планы повторить автобусный экскурсионный маршрут по Старому городу с условным названием «По местам утраченных храмов».

— Павел Константинович, как Вы считаете, насколько важно обычным горожанам знать историю храмов?

— Необходимо знать историю не только православных храмов и кладбищ, но и города в целом, своей малой родины. Знание истории — это, образно выражаясь, обладание документами, подтверждающими наше право наследования на ту землю, где мы живем. История города, православных храмов, кладбищ — это не просто какое-то интеллектуальное занятие, полезное для общей эрудиции, но и связь прошлого, настоящего, формирование будущего.

Мы в большинстве своем потомки не коренных балаковцев, а приезжих. Население послевоенного Балакова во многом было сформировано из приезжих, рабочих пяти Всесоюзных комсомольских ударных строек. Они не были связаны с балаковской землей через семейную историю. Это привело к разрыву целого поколения с местной традицией, историей, которую у нас многие просто не знают. Поэтому развитие краеведческой деятельности особенно важно в нашем городе.

Подготовила Анна Викулова

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 2 (13), февраль 2024 г.