Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

«…утверди мя в словесех Твоих»

Псалтырь – единственная книга Ветхого Завета, полностью включенная в чинопоследование богослужений Православной Церкви. Само слово «псалом» происходит от греческого глагола τσίμπημα «щипать». Речь идет о «щипании» струн древнего щипкового инструмента, похожего на арфу. Известно, что библейский царь Давид виртуозно владел этим инструментом и именно под его аккомпанемент исполнял свои пророческие и духовные стихи. Постепенно и за собранием стихов, исполняемых на струнах этого инструмента, закрепилось название «Псалтырь». Сейчас псалмы чаще читаются, но изначально они предназначены именно для пения.

Из истории изучения Ветхого Завета видно, что вопрос об авторстве псалмов долгое время оставался спорным. Библеист и исследователь Псалтыри протоиерей Николай Вишняков (1841-1911) в своем труде «О происхождении Псалтыри» пишет: «Относительно того, кем написана была Книга Псалмов, издавна существуют два мнения: одним из них все псалмы приписываются Давиду; по другому, предполагаются различные писатели». Сейчас признанной является вторая точка зрения: из 151 псалма только 78 написал царь Давид. В числе других авторов называют Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и других авторов, оставшихся неизвестными. По мнению Леонида Бриллиантова (1876-1837), автора «Краткого руководства к изучению Св. Писания Ветхого Завета», в пользу этой точки зрения говорит само разнообразное содержание псалмов, выражающихся «в обилии мыслей и чувств, весьма различных по своему характеру. Это свидетельствует о том, что авторами псалмов были разные лица, так как одному лицу невозможно переживать при сходных обстоятельствах, как это видно из некоторых псалмов (86 пс., 136 пс.), различные и даже противоположные чувства».

К числу наиболее известных псалмов относится самый большой 118 псалом, выделенный даже в отдельную 17-ю кафизму. Именно этот псалом традиционно считается заупокойным. Он читается в дни особого поминовения усопших (родительские субботы) и на панихиде, если она служится полным чином, а также на службах Погребения Спасителя в Великую Пятницу.

В чем особенности 118 псалма, как толкуют его содержание святые отцы Церкви, каково его значение для духовной жизни христианина, почему именно этот псалом приобрел значение заупокойного?

Когда я только начала читать Псалтирь, то каждый раз, когда подходила очередь 17‑й кафизмы, я немного унывала — всего один 118‑й псалом, такой большой, однообразный и от того скучный, да еще и заупокойный… Эта «нелюбовь» к 17‑й кафизме продолжалась до тех пор, пока мне в руки не попала книга «Псалтирь в святоотеческом изъяснении». И произошло маленькое чудо — раскрылась вся глубина и мудрость 118‑го псалма, он стал представляться таким благоуханным духовным цветником, что каждая встреча с ним стала большой радостью!

Псалтирь издревле почиталась на Руси — именно по ней учились читать. Сложилась традиция брать с собой в дорогу для чтения именно Псалтирь, которую называли «подорожной книжицей». Влияние Псалтири ощутимо и в русских народных пословицах. Например, пословица «Не копай яму другому — сам в нее упадешь» повторяет стихи из 7‑го псалма: Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им (Пс. 7, 16) и 56‑го псалма: ископали пред лицом моим яму, и сами упали в нее (Пс. 56, 7).

О значении чтения Псалтири для духовной жизни христиан пишут многие святые отцы Церкви. Преподобный Ефрем Сирин (306–373) подчеркивал важность чтения Псалтири: «Псалом — отгнание демонов. Псалом — оружие против страха ночного. Псалом — успокоение от дневных трудов. Псалом — безопасность младенцев. Псалом — утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом — дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами». Святитель Амвросий Медиоланский (340–397) добавляет к этому: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого».

Псалтирь включает в себя 150 псалмов и еще один дополнительный, 151‑й, псалом. Все псалмы с древности разделены на отдельные главы — кафизмы. Название происходит от греч. κάθισµα — «сидение», то есть во время чтения псалмов верующие могли присесть. Кафизмы разные по объему — от одного 118‑го псалма в 17‑й кафизме до 15 псалмов в 18‑й кафизме. Псалмы можно разделить по их содержанию на хвалебно-благодарственные, поучительные, просительные и мессианские.

Автором 118‑го псалма считается пророк Давид (ок. 1005–965 годы до Р. Х.). Псалом состоит из 176 стихов — 22 строфы по восемь стихов, причем в каждой строфе стихи начинаются с одной из букв еврейского алфавита в алфавитном порядке (в переводе на церковнославянский язык эту особенность псалма передать не удалось). Есть версия, что этот псалом был написан пророком Давидом специально для обучения его сына Соломона письму и одновременно закону Божию.

Закон Божий в псалме называется разными именами: заповеди, словеса, оправдания, свид!ения, советы, судьбы, пути, стези, путь истины, путь заповедей, путь оправданий, стези заповедей. При этом «каждое из этих названий означает все ту же волю Божию о том, как нам жить», — подчеркивает святитель Феофан Затворник.

Что же пророк Давид посчитал наиболее важным из своего опыта, чтобы передать сыну? Псалом начинается с мысли о том, какое благо — следовать повелениям Господа и изучать закон Его. Но это так непросто среди грехолюбивого мира. Поэтому псалмопевец просит Бога: научи мя оправданием Твоим (Пс. 118, 12). Затем святой пророк Давид благодарит Бога за данные ему жизненные радости и еще более — за посланные скорби, приведшие к исправлению: Благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71). Лейтмотивом последних стихов выступает узнаваемый евангельский образ (см.: Лк. 15, 3–7, Мф. 18, 12–14): заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего… (Пс. 118, 176).

Весь 118‑й псалом — насыщенный по содержанию. Обратимся к нескольким стихам из псалма. Стих 28‑й Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих святитель Иоанн Златоуст (347–407) и святитель Амвросий Медиоланский разъясняют так: многие искушения мира сего расслабляют душу, она впадает в уныние и влечется ко греху. Изгнать же уныние невозможно ничем, кроме поучения в божественных словесах. Поэтому автор молит: утверди мя в словесех Твоих, то есть необходимо углубляться в смысл Божест­венных и Боговдохновенных Писаний.

О стихе 48‑м И воздвигох руце мои к заповедям Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиях Твоих святитель Иоанн Златоуст пишет, что «глумляхся» означает углубляться в заповеди, размышлять о них и обязательно соединять с их исполнением.

Стих 85‑й Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи так разъясняет святитель Кирилл Александрийский (376–444): «Глумление — есть многословие. В душе «законопреступного» не может быть слово сильное, здоровое или спасительное, потому что живет он беззаконно. Многие пытаются говорить, но поскольку не живут хорошо и законно, то и говорят многословно и пустословно. Многие усиливаются изъяснять Божественное Писание, но не все говорят хорошо. Ибо редко кто имеет от Бога дарование для этого».

Святитель Феофан Затворник (1815–1894) объясняет стих 101‑й От всякого пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя так: «»Уклонение от путей лукавых» — есть внешний труд, к нему должно присоединять и труд внутренний — «возбранение» мысленным «ногам» от мысленных «путей лукавых». Главное: уклонение от злых помыслов. Если поспешишь заменить злые помыслы добрыми — то дело твое в 100 раз облегчится».

О стихе 126‑м Время сотворите Господеви: разориша закон твой блаженный Феодорит Кирский (386–458/466) и святитель Феофан Затворник подробно поясняют нам, что «Бог долготерпит грехи человеческие, но когда видит, что при этом возрастает лукавство, тогда полагает наказание; поэтому Пророк говорит, что время Тебе, Владыко, восстать на защиту обижаемых, ибо враги слишком попрали закон. Слова: «время сотворити Господеви», вне контекста, можно употреблять перед началом всякого дела, посвящаемого Богу, особенно молитвы. Приступая к ней, может всякий говорить себе: делал ты житейские дела, теперь время начать и дело Божие, делать для Бога. (В таком смысле употреблены эти слова в нашем служебнике пред началом Божественной литургии)».

Весь 118‑й псалом — рассуждение о перипетиях человеческой жизни, о преодолении жизненных скорбей с помощью Божией и подведение жизненных итогов. Именно поэтому он читается как заупокойный — от лица усопшего псалом рассказывает нам, как нужно прожить жизнь, чтобы достичь Царствия Божия. Когда мы предстоим пред усопшим, «видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна» (Покаянный канон ко Господу Иисусу Хрис­ту), то слушаемые нами слова 118‑го псалма призваны помочь настроиться на более внимательную духовную жизнь, на исправление себя, пока мы живы и у нас есть время.

Святые отцы Церкви единодушно придают большое значение чтению 118‑го псалма для духовной жизни хрис­тианина. Святитель Амвросий Медиоланский отмечает, что «и другие псалмы содержат нравственные уроки, но те суть, как звезды, рассеянные по небу, а этот, как солнце, изливающее в полдень обильный свет». Блаженный Феодорит Кирский подчеркивает, что «псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в рассеянии возбудить к тщанию, упадающих в духе воодушевить, нерадивых исправить, одним словом, против различных человеческих немощей дать всякого рода врачевство».

Будем помнить, что 118‑й псалом, по мысли святителя Феофана Затворника, являет собой «не только руководство, однажды навсегда законченное изучением, но и предмет для постоянного размышления, и средство для всегдашнего углубления в тайны законоположения Божия». Прислушаемся к мнению святых отцов Церкви и будем чаще обращаться к душеполезному чтению 118‑го псалма. С осмысленной радостью произнесем слова пророка Давида, сказанные им за 1000 лет до рождения Господа нашего Иисуса Христа: Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни (Пс. 118, 1).

Людмила ДОРОНИНА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 2 (2), март 2023 г.