Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

Церковные события августа

По традиции в храмы в дни августовских церковных праздников приносят для освящения фрукты, мед и орехи, которые напрямую не связаны с празднуемыми Церковью событиями. В народной традиции в названии праздников мы слышим «Спас» – сокращение от слова «Спаситель», Господь наш Иисус Христос — Мессия. Такие названия напоминают нам  о Его жертвенном служении и призывают нас к благодарению, а также о молитве  и служении ближним.

14 августа Церковь празднует Изнесение Честных Древ Креста Господня. В этот день мы вспоминаем Господа, Чьей жертвой орудие казни сделалось древом жизни. Известно, что традиция празднования восходит к IX столетию, когда в столице Византийской империи Константинополе в разгар жары начала распространяться эпидемия. Император повелел выставить в Софийский собор для поклонения часть Животворящего Креста Господня. С ним жители столицы прошли крестным ходом по улицам города, и множество болящих получили исцеления, а вскоре прекратилась и эпидемия. Именно в память об этом изнесении Честных Древ Креста Господня и была установлена традиция на вечернем богослужении в этот праздник выносить для поклонения верующим в центр храма изображение Креста Господня.

Из истории известно о чуде, которое случилось в 1164 году: русский князь Андрей Боголюбский разбил в сражении волжских булгар, а византийский император Мануил — сарацин. Сообщив друг другу о победе, они с удивлением узнали, что каждому из них было знамение — сияние, исходившее от Креста Хрис­това, иконы Богоматери «Владимирская» и образа Спаса, находившихся среди их войск. В благодарность за помощь Божию и явленное чудо было установлено его празднование.

Также в церковном календаре в этот день установлена память семи мучеников Маккавеев. О них мы знаем из Ветхого Завета из Второй Книги Маккавейской, где описывается их подвиг мученичества — за верность закону Божию все семеро братьев приняли мученическую кончину.

Причем же тут мед и даже мак? Все очень просто: в это время крестьяне собирали мед, мак и лекарственные травы и несли их в храм для освящения, в благодарность Богу за урожай.

***

19 августа Церковь отмечает праздник Преображения Господня. В этот день мы вспоминаем событие на горе Фавор, когда Господь наш Иисус Христос показал Своим ученикам — Иоанну, его брату Иакову и Петру — Божественную славу Свою и преобразился пред ними (Мф. 17, 2). Это Он сделал, дабы ученики не поколебались в вере в Него — Сына Божия, когда станут свидетелями Его Крестных страданий и смерти. Святитель Иоанн Златоуст так пишет о смысле и значении этого праздника: «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие».

В праздник Преображения Господня есть традиция освящать яблоки и другие плоды. С давних времен в праздник Преображения в южных землях приносили освящать виноград в знак благодарности Богу за урожай, так как он к тому времени поспевал, но на Руси не везде рос виноград, и поэтому стали приносить на освящение яблоки.

Для того чтобы понять смысл освящения плодов, давайте обратимся к тексту молитвы, читаемой священником на благословение плодов и овощей: «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прими и ныне от Твоего раба (имя) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». В этой молитве нет ни слова о благословении плодов. Здесь говорится о благословении человека, потрудившегося и вырастившего плоды, которые он приносит в дар Богу. Давняя благочестивая традиция рассказывает нам о том, что принесенные и освященные плоды следует разделить на три части: одну оставить как жертву в храме, другую — раздать неимущим и только третью часть нести домой, чтобы с духовной радостью вкусить всей семьей.

***

29 августа Церковь празднует событие перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь, произошедшее в 944 году. Но его история началась на девять веков раньше. Известно, что Едесский царь Авгарь был тяжело болен и, зная о чудесах исцеления, творимых Спасителем, отправил художника, чтобы тот изобразил на полотне Христа, надеясь через этот Образ получить исцеление. Но художник не смог Его изобразить. Тогда Господь Иисус Христос умыл лицо и отер его полотном, на котором остался отпечаток Его Лика. Именно через него Авгарь и получил исцеление. В благодарность царь богато украсил Образ Спасителя и поставил его на вратах города.

В самом сердце Саратовской митрополии, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Саратова, находится Нерукотворный Образ Спасителя, который считается главной святыней областного центра. Протоиерей Михаил Беликов, автор книги «Старый собор и Старый город», в своем труде отмечает, что этот образ первоначально был воинским знаменем, которое было принесено в Саратов летом 1671 года стрельцами, участвовавшими в подавлении восстания под предводительством Степана Разина.

В дни праздников Изнесения Честных Древ Живо­творящего Креста и Преображения Господня идет Успенский пост. В течение поста постараемся задуматься в первую очередь не об ограничении в пище, а о своем духовном состоянии, уделим внимание своим поступкам, поведению и борьбе со страстями. Пусть Господь дарует нам с пользой пройти поприще поста, не ослабевать в усердии, пламенеть духом и служить Господу.

Иерей Вадим ФЕДОТОВ

Фото Людмилы ДОРОНИНОЙ

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 7 (7), август 2023 г.