Новости митрополии

Митрополит Игнатий совершил Божественную литургию в Пятницком храме с. Туголес городского округа Шатура Балашихинской епархии Московской митрополии

 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий по благословению Патриаршего наместника Московской митрополии митрополита Крутицкого и Коломенского Павла и епархиального архиерея, епископа Балашихинского и Орехово-Зуевского Николая, совершил Божественную литургию в Пятницком храме с. Туголес городского округа Шатура Балашихинской епархии Московской митрополии.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Шатурского церковного округа, настоятель храма иерей Иоанн Депутатов; благочинный Егорьевского церковного округа протоиерей Сергий Кожевников; клирик Никольского храма г. Шатуры иерей Александр Филатов; клирик Троицкого храма г. Реутова протодиакон Иоанн Воронков.

За богослужением были вознесены молитвы о всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. По окончании Литургии совершена панихида.

«Сегодня, в первый воскресный день февраля, по сложившейся традиции, по нашему церковному уставу, мы вспоминаем всех, у кого во времена безбожной власти ХХ века мученически, исповеднически оборвалась жизнь,— отметил архипастырь в своем слове. — Мы не знаем всего множества имен этих людей, но у Бога нет ни одного человека, который был бы Им забыт. Кто-то из тех, кто отдал свою жизнь, чтобы не отречься от Христа, прославлен в лике святых, много людей не прославлены у нас на земле, но они прославлены у Бога.

Сегодня мы слышали в евангельском чтении о том, как Господь исцелил слепого. Человек, который не имеет зрения, многого лишен, а зрячий человек воспринимает гораздо больше, имеет больше возможностей, но речь здесь идет в первую очередь о прозрении духовном. Мы порой живем и считаем, что всё в общем-то у нас неплохо: в храм приходим, свечки ставим, имена записываем, вроде помолимся — да как-то вроде и ничего. И особо себя грешниками не чувствуем, не ощущаем, что что-то не так. Вот если нас кто-то обидел, мы это чувствуем, а о себе думаем, что стараемся всегда по-хорошему себя вести. Такое рассуждение говорит о том, что мы находимся в духовной слепоте. Святые люди видели гораздо больше, чем мы, Господь им открывал всю уязвимость нашего человеческого положения. Мы не способны увидеть того ужаса, в котором мы пребываем. Когда у нас заболит тело, поднимается температура, мы сразу чувствуем, что больны. Начинаем пить лекарства, начинаем лечиться. Но когда болеет душа, мы порой не замечаем. Ну да, тоска какая-то скребет, что-то не так. На самом деле у нас не хватает самого главного: в нашей жизни не хватает Христа. Мы духовно не прозрели. Нам нужно встретить живого Христа в нашей жизни. Христос — это Тот, Кто дал нам жизнь, Кто дал нам возможность войти в вечность — вечность любви. Человек, которого исцелил Спаситель, прозрел не только телесно, но духовно — и мы тоже должны прозреть и увидеть свое несовершенство. Нам нужно осознать, насколько мы нуждаемся в Боге. Нуждаемся не только когда нам чего-то хочется и мы об этом просим, а по своему существу — мы без Бога не можем ничего сделать хорошего. У нас есть намерение, но не хватает сил. И также Господь Бог ничего не может сделать с нами без нашей воли, потому что Он каждому из нас дал свободную волю и ее не отнимает. Если человек не хочет Его принять сердцем, Он туда не входит. Он входит только туда, куда человек Его зовет. И когда человек добровольно свою грешную, слабую, немощную волю подчиняет Его всеблагой святой воле, тогда начинается соработничество двух воль, человеческой и Божественной.

Вместе с Богом человек может очень многое. Есть такое выражение в Евангелии: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Мы должны помнить, что сила Божия совершается в немощи. Так происходило и в годы гонений: у многих людей, которые были простыми верующими, в час испытаний не дрогнула душа. Господь пришел и поддержал их, и они не отказались от Христа. Они вошли в вечную жизнь. Наша жизнь, как говорит апостол, словно пар, являющийся на некое время (см.: Иак. 4, 14). Особенно об этом могут свидетельствовать люди в преклонных годах: многие говорят, что вот вроде только жить собрались, а уже смерть серебрит виски, уже здоровье не то, уже шестой, седьмой десяток лет заканчивается, а в Священном Писании сказано псалмопевцем Давидом: дней наших семьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят лет (см.: Пс. 89, 10). То есть это основной предел человеческой жизни. Бывают исключения, но разницы нет — хоть 90 лет человек проживет, хоть 25, они все равно проходят как одно мгновение. И ради нашей будущей вечной жизни в это мгновение стоит побороться за вечность, потому что вечность — это то, что будет всегда. Апостол Павел говорит, что не приходило то на сердце человеку, что приготовил Господь любящим его (см.: 1 Кор. 2, 9). Бывают у нас дни, когда мы чувствуем какое-то вдохновение и не можем этого объяснить. Вроде бы и обстоятельства все скорбные, а у нас — радость. Это отголосок той неизреченной радости, и мы должны помнить, что есть то, ради чего мы должны жить, несмотря ни на что — жить по Евангелию.

Первая и самая главная заповедь — любить Господа Бога и любить ближнего как самого себя. Апостол Иоанн Богослов говорит:Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Преподобный Серафим Саровский каждого человека встречал словами: “Радость моя, Христос воскресе!”. В этом храме придел посвящен преподобному Серафиму, и мы как никто должны знать и помнить об этом. Давайте, дорогие братья и сестры, не будем забывать о том, что Господь приготовил каждому из нас. Он ради нас пришел на землю, принял человеческую природу, пострадал на Кресте и воскрес. Воскрес, чтобы каждый из нас — нет ни одного лишнего человека — умер для греха и совоскрес с Ним для вечной жизни. Он стоит у дверей нашего сердца и стучит — через обстоятельства, через голос совести. И если мы Его впускаем, то Он входит и обитель у нас сотворяет. Находясь в темноте, мы не видим, что в духовном смысле происходит с нами, а когда входит в наше сердце Христов свет, он освещает всю нашу неправду, всю кривизну, всю грязь, которая в нас есть. Только Христос может нас просветить, и мы должны доброй своей и свободной волей впустить Его в наше сердце, дабы соделаться храмами Святого Духа».

Владыка сердечно поблагодарил митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, Патриаршего наместника Московской митрополии, и епископа Балашихинского и Орехово-Зуевского Николая за возможность послужить в храме, где прошло его детство.

«Здесь я в первый раз вошел в алтарь, здесь меня в первый раз причастили,— добавил архипастырь. — Здесь много лет служил мой отец, а еще когда-то в соседнем приходе, в Дмитровском Погосте, служил мой дедушка, отец Александр. Он сюда приезжал к владыке Мелхиседеку, тогда еще отцу Василию, который был здесь настоятелем. Помню, как сюда приезжал митрополит Ювеналий, я тогда еще маленьким ребёнком был. Помню, как владыка Мелхиседек приезжал служить в этот храм на годовщину смерти своей мамы. И для меня это очень большое счастье — послужить в этот день, Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в этом храме. Я всех сердечно благодарю за совместную молитву, благодарю своего брата, настоятеля этого храма и благочинного, благодарю отца Сергия, из соседнего Егорьевского благочиния, отца Александра, отца Иоанна. Давайте, дорогие отцы, братья и сестры, помнить, что у нас есть сонм новомучеников и исповедников, которые молятся за нас, за нашу Церковь, чтобы Господь нас укрепил. И еще хочу напомнить: мы не знаем, какие времена придут завтра. Всё может быть, и когда-то может начаться то же самое, что и в ХХ веке,— памятуя об этом, давайте не упускать возможности приходить в храм, пока она есть».

ФОТО

Пресс-служба Саратовской епархии