Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

Благодатное таинство Соборования

В дни Великого поста во всех храмах совершается таинство Соборования, или Елеосвящения. Это таинство окружено множеством суеверий, и порой бывает сложно разобраться, что о Елеосвящении правда, а что является неправильным пониманием таинства. Рассказывает об истории формирования чина таинства Соборования, о его смысле и пользе клирик храма в честь Рождества Христова г. Балаково иерей Игорь СЫСУЕВ.

Об истории развития чина Соборования

Условно историю развития чинопоследования Елеосвящения для исцеления болезней можно разделить на четыре этапа. На первом этапе в ранней литургической жизни Церкви освящение масла для Соборования происходило во время Евхаристического собрания.

Вторым этапом развития таинства является появление в практике отдельного чина, распространившегося в X–XI веках, для знатных людей, когда в их домовом храме семь священников совершали семь Литургий, на каждой из которых освящалось масло. После причащения все семь священников помазывали им больного, его домочадцев и стены его дома.

В XII веке начинается третий этап развития таинства Соборования, когда чинопоследование Елеосвящения встроилось во весь суточный богослужебной круг. Четвертый этап начался в XIII веке, когда чин Елеосвящения получил свой современный вид.

Добавлю, что, по свидетельству отцов Церкви III века, присоединение людей к Церкви, некогда отпавших от нее по причине тяжких грехов, также осуществлялось через помазание освященным маслом (елеем). Эта практика подтверждается святыми разных эпох вплоть до XV века.

Общее Соборование с чином, схожим с частным Елеосвящением, но с одним помазанием в Великий Четверг и Великую Субботу, было широко распространено на Руси до XVII века. Возглавляли общее Елеосвящение архиереи и игумены крупных монастырей. При Петре I таинство Соборования архиереи, учившиеся в европейских католических и протестантских семинариях, стали понимать как священнодействие последнего напутствия перед смертью. Более того, с XVIII века священнодействие общего Соборования до 1917 года совершалось только в Успенском соборе Московского Кремля и в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. После революции чин общего Елеосвящения применялся в некоторых храмах Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей и совершался только архиереями. Во второй половине XX века в Русской Православной Церкви распространился новый обычай, в результате которого произошла путаница, выражающаяся в смешении общего и частного последования Соборования.

 Смысл таинства Соборования

В «Пространном христианском катехизисе Православной Восточной Церкви» святителя Филарета (Дроздова) указано, что «таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия». Плодотворность принятия человеком действий Бога в таинствах зависит от веры и мотивации их принимающего. Поэтому христианам, приступая к таинствам, важно иметь веру в Господа Иисуса Христа и в благотворность священнодействий (см.: Мф. 13, 58), а также иметь решимость использовать дарованную помощь Божию для устроения своей жизни по Евангелию. Итак, если человек относится к таинствам как к магическому процессу и не желает читать Евангелие и жить по нему, то даже при соблюдении внешней обрядовости спасительные действия Бога пройдут мимо тела и души человека.

Первое упоминание о таинстве Елеосвящения мы находим в Евангелии от Марка, в котором есть слова об апостолах, которые изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13), и в послании апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15).

Таким образом, таинство Соборования (Елеосвящение) — это священнодействие, «в котором при помазании тела елеем (освященным маслом) призывается на больного благодать Божия (сила Божия), исцеляющая немощи душевные и телесные» (свт. Филарет (Дроздов) «Пространный катехизис»). Кроме того, в таинстве Соборования, если человек приносит искреннее покаяние, получает прощение забытых и неосознанных грехов, поэтому в нем могут участвовать и здоровые.

Видимой же стороной (внешним действием) Елеосвящения является кресто­образное помазание верующих освященным маслом, которое сопровождается чтением молитв и текстов из Евангелия и Апостольских посланий.

Соборование и Елеосвящение

Елеосвящение — это более древнее название, и оно связано с тем, что в таинстве используется освященное масло — по-гречески «елей». С XI века это таинство стали совершать семь священников, то есть собор. Сегодня Соборование может совершать один священник, и это никак не отразится на качестве священнодействия.

Кто и зачем может приступить к таинству Соборования

К таинству Соборования может приступать любой крещенный в Православной Церкви человек — болящий, переживающий душевное страдание (потерю близких, одержимый какой-либо страстью).

Общее Соборование совершается в храме только во время Великого поста. Соборование может быть совершено над одним тяжело больным человеком, которому уже не по силам прийти в храм, в любом приличном для этого месте — дома или в больнице. Для этого есть сокращенный чин Елеосвящения.

Иногда верующие не получают полного исцеления от своих болезней в таинстве Елеосвящения и остаются в состоянии болезни, но это не означает, что благодать (сила Божия) прошла мимо. Это значит, что посредством священнодействия и помощи Божией человеку преподаются силы духовные и физические к хрис­тианскому мужественному и терпеливому перенесению болезни.

Но нужно помнить, что участвовать сразу в нескольких Соборованиях подряд нельзя (при одной и той же болезни или травме), так как это будет выражать недоверие человека к Богу и неправильное отношение к священнодействию.

Соборование — таинство перед смертью?

В Православной Церкви Соборование НЕ является таинством, готовящим к смерти. В современном обществе сложилось ошибочное мнение, что к таинству Соборования прибегают исключительно в целях приготовления к смерти. По православному христианскому учению, внутренним действием этого таинства является исцеление человека от болезней физических и духовных, что, наоборот, продлевает земную жизнь человека.

Лекарства после Соборования

К якобы «благочестивому» совету не принимать лекарства после совершенного над больным таинства Соборования прислушиваться не стоит. Таинство Соборования оказывает прибегающему к нему человеку благодатную помощь и вовсе не отменяет приема лекарственных препаратов, назначенных врачами.

Добавлю, что после Соборования следует причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

 Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 4 (15), апрель 2024 г.