Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

Первые поселенцы на берегах Балаковки

В этом номере мы начинаем серию статей, посвященных церковной истории саратовского Левобережья и, прежде всего, Балаковской епархии. Вниманию читателей «Балаковских епархиальных ведомостей» будут предложены краеведческие материалы об истории православных храмов и монастырей, о судьбах православного духовенства и святынях нашей епархии.

Основание Балакова

О возникновении города Балаково до сих пор существует устойчивое мнение, что село было основано «загранишными» старообрядцами, которым императрица Екатерина II в 1762 году специальным указом разрешила вернуться в Россию и селиться в безлюдных степях Заволжья. Безусловно, массовое заселение раскольниками-беглопоповцами иргизских пустошей во второй половине XVIII столетия является общеизвестным фактом. Здесь ими были основаны такие населенные пункты, как Криволучье, Мечетная, Каменка, Большой Кушум и многие другие. Однако по какой-то причине забывается, что освоение саратовского Заволжья происходило главным образом при участии православных переселенцев: казаков, «лихих людей», монастырских и дворцовых (удельных) крестьян. На иргизских землях возникали православные села — Маянга, Быков Отрог, Перекопное, Березовое… И Балаково относится к их числу.

Село возникло путем слияния двух сел на берегу речки Балаковки, и образовалось оно задолго до 1762 года, который всеми краеведами признается условной датой основания. Судя по всему, первыми на этом месте обосновались монастырские крестьяне: «свыше 100 душ православных» из села Студенцы Симбирского уезда Казанской губернии. Православные переселенцы поставили свои дома в среднем течении Балаковки. Впоследствии эта часть села (а затем и города) сохраняла свое именование «Студенцы» вплоть до начала 1940‑х годов.

В 1750‑е годы ближе к месту впадения речки в Волгу поселились крестьяне из вотчин московского Новоспасского монастыря. Новая деревня получила название Булакова: «Приписная к <…> селу Малыковке новопоселенная д.<еревня> Булакова, перешедшая Синб.<ирского> уезда из с. Юлова Городища. <…> Поселение та деревня имеет на берегу р. Волги, на луговой стороне, на рч. Булановой (так в тексте. — П.С.), к наступающей ныне вновь ревизии, в поданных в Син.<бирскую> провин.<циальную> канц.<елярию> <…> сказке написано 93 души…».

Известно, что к 1780‑м годам на берегах Балаковки переселенцами было возведено два храма — Троицкий и Христорождественский. Более подробно их история будет освящена в других выпусках газеты. Сейчас хотелось бы несколько слов сказать о самом первом балаковском храме — церкви, освященной во имя святых бессребреников Космы и Дамиана.

Космодемьянская церковь села Балаково: топонимика подсказывает…

Сведения о церкви крайне скудны, и они носят подчас противоречивый характер, но, тем не менее, народное предание сохраняло о ней твердую память вплоть до XX века.

По воспоминаниям балаковских старожилов, первым храмом в селе стала Космодемьянская церковь, о чем сообщал в 1914 году анонимный репортер местной газеты «Заволжье»: «О первых десятилетиях жизни Балакова исторических сведений мало. Единственным крупным событием была постройка православной церкви свв. Космы и Дамиана, <…> в той части Балакова, которая до сих пор носит название Студенцов». По некоторым сведениям, она была построена около 1750 года. Космодемьянская церковь располагалась на окраине села, где находилось первое сельское кладбище. Судя по всему, когда Студенцы стали разрастаться, и увеличилось число прихожан, было принято решение построить новую деревянную церковь, которая была освящена в 1762 году во имя Пресвятой Троицы. Видимо, не случайно, когда во второй половине 1890-х годов в Балакове началось строительство нового каменного Троицкого храма, было принято решение вместо двух престолов сделать три. Один из них был освящен во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, как сказано в клировой ведомости, «по желанию жителей-крестьян села Балакова в воспоминание того Святого храма, коей был в селе Студенцах Симбирской губернии, из коего они переселились в село Балаково».

В пользу достоверности исторического предания о Космодемьянской церкви свидетельствует ряд косвенных доказательств. Одно из них — это уличная топонимика дореволюционного г. Балаково. Как правило, по названиям балаковских храмов именовались те улицы и площади, на которых они были расположены. Храм Рождества Христова дал название Христорождественской улице (ныне ул. Красная Звезда), единоверческая церковь Николы Чудо­творца — улице Никольской (ул. Советская), кладбищенская Иоанно-Богословская церковь — Богословской и Кладбищенской улицам, а Троицкий храм («Красный собор») — одноименным площади и улице. Поэтому весьма вероятно, что улице Космодемьянской именование дал храм с таким же названием.

Улицы Селитбенская (Селитьбенская), Космодемьянская (Козьмодемьянская) и Студенецкая как бы нанизывали на себя кварталы района Студенцов. Его историческая часть простирается от излучины реки Балаковки до улицы Харьковской и от улицы Воскресенской (сейчас — ул. 1 Мая) до улицы Кормежинской. Кстати говоря, топонимическое значение Селитбенской улицы подсказывает нам, что первые жилища студенецких переселенцев могли находиться именно здесь, в этом районе: слово «селитьба», согласно словарю В. И. Даля, — «поселенье кого, водворенье <…>, селение, вообще заселенное место, где люди поселились <…>, всякое поселенье, селенье».

Данную версию подтверждает план Генерального межевания Вольской округи Саратовского наместничества 1770 — начала 1780‑х годов. На плане с. Балаково (см. фото 1) просматриваются направления будущих улиц Набережная, Христорождественская и Николаевская. Интересно, что на западной окраине села, где должна была стоять Христорождественская церковь, обозначение храма отсутствует. Это обстоятельство дает основание предполагать, что данные топографической съемки для составления плана г. Балаково собирались в 1770‑е годы, когда сгоревшая Христорождественская церковь была вновь построена и освящена. Но в восточной части г. Балаково отмечены две церкви: первая обозначена на плане ближе к середине села — это, без сомнения, Троицкая церковь; вторая — на самой окраине, где заканчивается длинный узкий квартал, вытянувшийся вдоль берега Балаковки. С большой долей вероятности вторую церковь на плане можно идентифицировать как Космодемьянскую. Весьма интересным в данном контексте выглядит и топографическое «совпадение» расположения длинного квартала на плане с выходом к берегу Балаковки современных улиц Селитбенская, Крестьянская и Студенецкая.

Народное предание о первом балаковском храме

Дальнейшая судьба Космодемьянской церкви долгое время была неизвестна, поскольку в церковных документах сведений о ней не сохранилось. Однако благодаря энтузиазму краеведа Анатолия Александровича Деревянченко, который в 1980‑х — начале 1990‑х годов записывал воспоминания коренных балаковцев о дореволюционной истории города, до нас дошли сведения, что храм простоял на первом кладбище, по крайней мере, до середины XIX века. Впоследствии он сгорел в одном из многочисленных сельских пожаров, а затем на его месте была возведена небольшая каменная часовня, разрушенная советскими властями в конце 1920‑х годов.

Интересное свидетельство о часовне оставила коренная жительница Балакова М. Т. Трегубова (Модина): «Село в XVIII веке было очень маленькое, и улица Селитьбенская начиналась от Хлебной пристани с р. Балаковки и доходила до ул. Кормежинской. Поэтому на краю села и было первое кладбище. А дальше были крестьянские поля, и когда село выросло, то первым построил дом за кладбищем богатый крестьянин Цыцеров, а потом на его землях ставили свои домики крестьяне победнее. На этом бедняцком порядке за кладбищем был домик и моей бабушки, Елены Прокопьевны Модиной, и Семена Горелова. Она умерла в 1921 году. От нее я знаю, что на этом кладбище были похоронены ее родители, то есть мои прадеды. Еще там покоятся косточки предков Кафидова — Павла Михайловича и Ивана Васильевича Шмелевых, ветеранов завода им. Ф. Э. Дзержинского. <…> А <на> нашем кладбище я запомнила небольшую белую часовню. Там всегда горела лампадка и были иконы. Был сторож, и соседи следили за лампадкой. Вливали гарное масло. День и ночь горела лампадка. В конце 20‑х годов большевики распорядились сломать эту часовню. Местные жители не стали ломать. Тогда коммунхоз поручил приезжим Челышеву Ивану и Семенычеву Илье. Бабушка говорила, что раньше на месте часовни была деревянная церковь. Но она сгорела летом на Смоленский праздник. Бабушка была еще не замужем, когда случился сильный пожар в Балакове. Церковь была маленькая. Да и кладбище было небольшое <…> около 50 метров. Граница кладбища определяется канавой вдоль ул. Кормежинской, а с двух других сторон дорожками вдоль палисадников домов ул. Селитьбенской».

Старожил А.Е. Седышев в беседе с А. А. Деревянченко указывал, что первое сельское кладбище, действительно, находилось «почти на перекрестке улиц Селитьбенской и Кормежинской». «Здесь на пригорке <приблизительно> до 1928 года стояла маленькая кирпичная часовенка; во всех 4‑х стенах были ниши, в которых были старые иконы и горели в пасхальные и поминальные дни лампадки. Сверху был крест. Недавно <здесь>, когда проводили водопровод (это было в 1981 году. — П.С.), находили черепа и волосы».

Поразительно, что рассказы балаковских старожилов полностью подтверждаются картографическими документами. На плане города Балаково 1922 года на улице Селитбенской между пересечениями с Кормежинской и Пушкинской обозначено кладбище и часовня (см. фото 2, 3). Кварталом западнее на перекрестке улиц Космодемьянской и Колхозной (бывшая Александра Невского) отмечено расположение часовни, построенной на месте первого деревянного Троицкого храма с. Балаково. Локации этих двух часовен совпадают с расположением двух церквей, обозначенных на плане Генерального межевания 1770‑х годов, так что полулегендарные сведения о Космодемьянской церкви можно признать историческим фактом. В советское время кладбище было заброшено и со временем превратилось в пустырь. В начале 1990‑х годов здесь появились коттеджные постройки, и в настоящее время это место является небольшим вытянутым кварталом по ширине дореволюционной ул. Селитбенской (см. фото 4).

Павел Соловьев

Автор выражает благодарность Леониду Иванову, оказавшему неоценимую помощь в сборе документального материала.

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 2 (2), март 2023 г.