Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

«Воскресения день, и просветимся торжеством…»

Безусловно, для православных всего мира главное в праздновании Пасхи – это посетить богослужение и причаститься Святых Христовых Таин. Во всех церквях обязательно совершается крестный ход. Также у всех народов есть особая пасхальная выпечка и крашеные яйца. Но в разных странах существуют и свои особенности праздника. Какие пасхальные народные традиции у православных христиан? Сегодня Интернет позволяет нам совершить небольшое путешествие, не выходя из дома, и окунуться во вселенскую пасхальную радость.

Пожалуй, запоминающейся будет Пасха, встреченная на Святой Земле. Здесь проживают православные арабы, греки, русские и многие другие. Но местные реалии отличают празднование Пасхи в Иерусалиме от празднования в России, Греции или Грузии. Так, например, на Страстной седмице приходская молодежь церкви апостола Иакова, брата Господня, собирает своего рода православную дружину, которая помогает полиции поддерживать порядок в Старом Городе и у святынь. «Дружинники» надевают красные футболки с изображением Спасителя в терновом венце — именно их мы часто видим во время трансляции сошествия Благодатного Огня.

Еще во время трансляции в глаза бросается арабская христианская молодежь, бурно выражающая свою пасхальную радость: молодые люди сидят друг у друга на плечах, бьют в барабаны, размахивают руками и громко кричат. Их поведение отличается от поведения представителей других христианских конфессий, которые собираются в храме в ожидании чуда накануне Пасхи, и потому вызывает удивление.

Тысячи православных приходят в пасхальные дни в храмы Русской духовной миссии в Иерусалиме, чтобы освятить куличи и пасхи. На Светлой седмице традиционно каждый получает в качестве пасхального приветствия яйцо и маленький печеный бублик с грецким орехом сверху или традиционное печенье, фаршированное финиками, — арабский маамуль. В православной традиции бублик символизирует терновый венец, а маамуль — губку с уксусом, которую дали распятому на Кресте Спасителю.

В Грузии после окончания пасхального богослужения радость Пасхи из храмов выходит на улицы: всю ночь звонят в колокола, люди танцуют и поют народные песни.

В Западной Грузии в Ланчхутском районе в селе Шухути в пасхальный день уже 300 лет играют в «лело бурти». Это игра в мяч, похожая на регби. Мяч для нее весит 16 кг! Его специально изготавливают сами сельчане, и до Пасхи он хранится в храме, а после игры его относят на кладбище в знак уважения к умершим предкам.

В Кахетии для Пасхи в домах сохраняют вино в особом кувшине, который называется «зедаше». На Пасху его открывают, и все содержимое делят на две части: одна часть жертвуется в храм для бого­служения, а второй угощают гостей. По другой традиции в последний день Светлой седмицы на церковном дворе ставят большой кувшин, который прихожане заполняют вином собственного урожая: этого вина должно хватить для бого­служений до следующей Пасхи.

Еще одна добрая традиция: молодые люди делают предложение руки и сердца именно во время пасхальных торжеств, иногда на общей трапезе церковной общины, иногда, с разрешения настоятеля, даже в храме сразу после проповеди.

В Болгарии Пасха называется «Великден». Интересно, что болгарские хозяйки пекут не куличи, а сдобный «плетеный» хлеб с изюмом, цукатами, лукумом: «погача» и козунак. Перед выпечкой в середине будущего пасхального лакомства делают углубления, в которые после приготовления козунака вкладывают крашеные яйца. Пекут их обычно один большой для застолья и множество маленьких (с одним яичком в серединке), чтобы одаривать ими гостей и родных.

На Страстной седмице в Греции не звонят в колокола. Греки говорят, что «колокола вдовствуют» до Пасхи. В Страстную Пятницу есть традиция добавлять в воду немного уксуса в память о губке с уксусом, которую подали Спасителю, когда он был на Кресте. Греки также красят яйца в традиционный красный цвет, а те, кто в трауре, красят в синий или темно-фиолетовый. В Греции существует несколько видов пасхальной выпечки. Самый распространенный — «чуреки» — сладкий, заплетенный в косичку и посыпанный нарезанным миндалем пирог из сдобного теста.

Еще на Пасху греки много танцуют, причем священник всегда начинает первым. Так, на юге материковой Греции, в деревне Перахора два храма, и в понедельник после Пасхи прихожане каждого храма во главе с батюшкой начинают танцевать. Сначала вокруг своего храма, потом выходят на дорогу и идут хороводом до другого храма. Примерно на середине пути они встречают хоровод из второго храма, танцуют вместе, здороваются и двигаются дальше, а потом так же возвращаются каждый в свой храм и продолжают праздновать.

На Кипре в Великую Субботу готовят флауны — это выпечка из теста, похожего на песочное, со смесью из кипрских сыров: гравьеры, халлуми, анари или кефалотири.

В Румынии из теста, похожего на слоеное, пекут пасхальных «бабу» и «деда». «Пасхальная баба», или «бабеле», белого цвета, а «дед» — коричневого. «Баба» сладкая, а «дед» соленый, или наоборот. Оба они похожи на нашу ромовую бабку, но намного больше.

В Северной Буковине на Пасху яйца красят в красный цвет и обязательно пишут на них главные слова праздника «Христос воскресе!». Поэтому называются такие яйца «писанками». В пасхальный день дети с корзинками, полными писанок, обходят соседей, дарят их им со словами «Христос воскресе!» и получают в ответ другое яйцо со словами «Воистину воскресе!». Здесь важно отметить, что благую весть приносят именно дети. Эта традиция — прямая отсылка к пророческим словам из Псалтири (Пс. 8, 3), о которых говорит Сам Господь в Евангелии: …разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 16).

В Сербии цветом Пасхи является белый, олицетворяющий Свет Воскресения Христова, поэтому дома украшаются белыми гиацинтами, нарциссами и тюльпанами, а на столы стелют белоснежные скатерти.

Отдохнув после ночного богослужения, сербы выходят на улицы поделиться радостью Пасхи. Обычно на церковном дворе или на площади играет самодеятельный оркестр. В Сербии и Черногории такие оркестры называются «варош» или «народни сабор», а в Боснии, на турецкий лад, — «таферич». Под игру этих оркестров сербы танцуют в хороводах и поют пасхальные народные песни, самая популярная — «Христос васкресе, радость донесе».

Особое место в пасхальных традициях у сербов занимают яйца. Первое яйцо должно быть покрашено обязательно красным и без каких-либо украшений. Его называют «чувар куче» — «хранитель дома», так как считается, что оно содержит в себе пасхальное благовест­вование. Поэтому его бережно хранят за иконостасом до следующей Пасхи. Каждый год «чувар куче» меняют на новое, а предыдущее пристраивают на ближайшем деревце — на радость птичкам.

В Албании перед началом пасхального крестного хода весь храм традиционно погружен во тьму. Из алтаря выходит священник с заж­женным пасхальным трехсвечником, который символизирует свет Воскресения Христова, и все прихожане зажигают от него свои свечи. Свет вместе с пасхальной радостью распространяется сначала по всему храму, потом выплескивается крестным ходом за его пределы, далее и вовсе бурное ликование взрывается петардами и салютами, а после ночного богослужения священник вместе с прихожанами начинают «пасхальный хоровод», когда, взявшись за руки, люди танцуют и поют народные песни — так албанские православные хрис­тиане выражают свою пасхальную радость.

Еще один пасхальный обычай в Албании — причащение под открытым небом. Он связан с тем, что еще не везде восстановлены храмы, разрушенные за долгие годы гонений, и поэтому священники после пасхальной службы объезжают деревни, где прямо у колодца причащают прихожан, которые не смогли приехать на службу. Так пасхальная радость приходит всюду!

В Ливане православные тоже пекут куличи, но добавляют в них не изюм, а фисташки, финики и орехи.

Интересный обычай существует на Филиппинах. Здесь перед пасхальной семейной трапезой благую весть о Воскресшем Христе возвещают матери семейств, звоня в колокола и колокольчики — этим они напоминают о женах-мироносицах, которые первыми пришли ко Гробу Господню, увидели его пустым и возвестили об этом апостолам. В этот день также принято делать предложения руки и сердца и свататься. Местный праздник выплескивается на улицы — проводятся красочные парады с участием больших передвижных платформ в форме цветов или животных. Все вокруг ярко одеты, поют и танцуют.

В Эфиопии Пасха называется Фасика. Африканский колорит наложил отпечаток на празднование «Торжества из торжеств». Хоровое пение для африканцев является частью культуры. Поэтому прихожане с удовольствием учат и поют на службе церковные песнопения, в том числе и на Пасху. В африканских храмах нет приходских хоров, а на богослужении поют все прихожане. На YouTube можно увидеть запись пасхального богослужения в православной церкви — это так необыкновенно: колоритная одежда, пасхальные знакомые песнопения, но на незнакомом языке, и все поют и пританцовывают под африканские барабаны — эту пасхальную искреннюю и заразительную радость надо хоть раз увидеть! Главным пасхальным угощением у эфиопов является традиционная острая печеная курица «доро».

Народные традиции празднования Пасхи отражают историю и особенности культуры и быта разных стран, но главное — они отражают характер и темперамент народов. Мы все очень разные, но всех нас объединяет радость о Воскресшем Спасителе. Христос воскресе!

Подготовила Людмила ДОРОНИНА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 3 (3), апрель 2023 г.