Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

«Крест — Церкви Христовой красота и основание»

Крест — величайший символ силы и власти Христовой — особо почитается христианами. Богословско-литургический словарь дает такое определение креста: «Орудие спасительной смерти Господа нашего Иисуса Христа, символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение Небесного и земного, знаменующего собой предвечную тайну основания вселенной».

В каноне Честному и Животворящему Кресту Господню, написанном преподобным Григорием Синаитом (ок. 1268–1346), мы с ликованием читаем: «Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, всея вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние!».

О значении и обязательном почитании Креста писали многие отцы Церкви. Так, апостол Павел в послании к Галатам замечал: А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14). На рубеже I–II веков мученик Иус­тин Философ (ок. 100–165) писал: «Крест есть величайший символ силы и власти Христовой». Позже святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) восклицал: «Крест — это грань божественной заботы о нашем спасении, это — великая победа, это — трофей, воздвигнутый страданиями, это — венец праздников» и разъяснял, что «пришел Сам Сын и крестною смертью совершил наше искупление. Движимый Своею волею, а не необходимостью, Он исполнил таинство Святейшего Креста, который Он водрузил посреди вселенной, молниевидное и божественное знамение битвы, данное верующим как орудие победы против врага и как слава надежды великого дня». Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675–754) в своем знаменитом сочинении «Точное изложение православной веры» подчеркивал: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».

Из истории христианской Церкви мы знаем, что самым распространенным символом первых веков христианства была рыбка, которая являлась акронимом (монограммой) имени Господа Иисуса Христа: Иисус Христос Феу Иос Сотир — Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Именно ее в те времена изображали в интерьерах домов на мозаиках и саркофагах.

Первое изображение креста относится к 134 году и является частью надписи на христианском надгробии в сирийской Пальмире. Затем до IV века крест изображали в основном в форме монограммы имени Господа Иисуса Христа по­гречески — ΧΡΙΣΤὈΣ, которая называется хризма и представляет собой две скрещенные буквы Χ («хи») и Ρ («ро»), заключенные в круг. Кроме того, на хризме начертались греческие буквы α — «альфа» и ω — «омега», которые отсылают нас к словам Откровения: Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8) — и также символизируют Христа.

Как видим, изображения креста с самого начала своего существования символически обозначают и передают основы христианского вероучения. Существует даже специальная наука — христианская ставрография (от греч. «ставрос» — крест), которая занимается изучением истории и иконографии (описанием и классификацией изображений) креста. Сегодня мы привыкли к распространенной у нас восьмиконечной форме креста. Однако Церковь всегда признавала многообразие его форм, поэтому кроме привычной нам существуют еще четырех­ и шестиконечные, с полукружием внизу, «трилистниковый», «плетеный», «георгиевский» и многие другие, также являющиеся каноническими. Рассмотрим лишь несколько примеров.

Якореобразный крест представляет собой крест с нижней закругленной вверх и зазубренной перекладиной, по виду напоминает якорь. Такие кресты мы видим, например, на облачениях духовенства. Такой формы может быть и нательный крестик. В святоотеческом наследии можно встретить аллегорию, что Церковь — это корабль, плывущий по бурным волнам житейского моря, поэтому и символическое значение креста в форме якоря становится понятным — он символ безопасности, устойчивости, способности противостоять искушениям и испытаниям.

Похожий на этот крест чаще всего можно увидеть на куполах храмов. Он так и называется: крест накупольный с полумесяцем. Есть разные версии того, что именно символизирует закругленная нижняя перекладина (цата), похожая по форме на полумесяц: вифлеемскую люльку младенца Христа, евхаристическую чашу или змея — врага Божия, попранного крестом. Однако точно можно утверждать об ошибочности суждения, что такой крест является символом победы христианства над исламом, одним из символов которого является полумесяц.

Известно, что первые изображения Господа нашего Иисуса Христа, появившиеся в период гонений на христианство, были символическими. Одним из самых распространенных среди них стал образ «добрый пастырь». Поэтому не удивительно появление креста-монограммы «посох пастыря». Он представляет собой посох с загнутой вправо верхней частью и пересеченный буквой Х — первой буквой имени Спасителя. Его изображение отсылает нас к евангельским словам: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11) и напоминает нам, что для Бога спасение одной заблудшей овцы имеет такое же значение, как и благополучие всего стада.

В Евангелии от Иоанна Господь наш Иисус Христос говорит: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь (Ин. 15, 1) и Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15, 5). Именно эти слова стали основой для появления такого изображения, как крест «виноградная лоза». Он представляет собой четырехконечный крест, из основания которого происходят поднимающиеся вверх виноградные лозы, напоминая нам о таинстве Евхаристии. Этот крест часто путают с крестом святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, который был сделан из виноградной лозы.

Древнейшим изображением креста в русских землях считается крест греческий, или древнерусский «корсунчик» — равносторонний четырехконечный. По преданию, именно такой крест поставил на берегах Днепра святой равноапостольный князь Владимир. «Корсунчик» высечен на мраморной гробнице его сына, святого благоверного князя Ярослава Мудрого, находящейся в Софийском соборе Киево-Печерской лавры. Вписанный в круг древнерусский крест символизирует космически сферу небесную и указывает на вселенское значение Креста Христова.

По мысли преподобного Феодора Студита (759–826), «крест всякой формы есть истинный Крест». Нося свой нательный крестик и видя разные изображения креста, будем помнить слова святителя Димитрия Ростовского (1651–1709): «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Людмила ДОРОНИНА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 8 (8), сентябрь 2023 г.

Фото из открытых интернет-источников