Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

Благословенная жена и мать

Образ женщины-христианки

Каково предназначение женщины, каким оно видится с точки зрения православия? Мы решили обратиться к изданию XIX века и привести отрывки из материала под названием «Положение и значение женщины в христианстве вообще и в духовном звании в частности», опубликованном в 19‑м выпуске «Саратовских епархиальных ведомостей» от 15 октября 1888 года (с. 609–634).

О журнале

В конце XIX века «Саратовские епархиальные ведомости» были едва ли не единственным источником информации о жизни епархии. Сегодня, листая их страницы, мы узнаем, как тогда жила епархия. Так, в официальном отделе журнала в основном публиковались отчеты по доходам и расходам епархии, объявлялись новые должностные назначения священников, диаконов и псаломщиков. В неофициальном отделе можно прочесть проповеди со служб, беседы со священнослужителями, рекомендации по образу жизни православного христианина.

Известно, что статья «Положение и значение женщины в христианстве вообще и в духовном звании в частности» — это речь, произнесенная П. Смирновым на торжественном акте в Таврическом епархиальном женском училище 13 июня 1888 года (училище находилось при Симферопольской семинарии). Также в примечании к статье отмечено: «С полным удовольствием перепечатывая эту статью, редакция вполне уверена, что она с глубоким интересом будет прочтена духовенством Саратовской епархии. Статья вполне заслуживает того, чтобы с нею познакомлено было и молодое поколение епархиального духовенства».

Достоинство женщины

«Несмотря на полное восстановление равноправности духовного общения женщины с мужчиной в деле восприятия христианских истин, мы не видим в учении Христовом прямого указания женщине каких-либо несвойственных ей областей мужской деятельности. Христианство тем наиболее и является во всем бесконечном своем величии, что объемлет собой и духовную, и физическую стороны человека и сливает их в небесной гармонии. Восстановив до ангелоподобия общечеловеческие права и достоинства женщины, христианство установило в истинном свете и месте ее права и достоинства как женщины».

Высший женский идеал

«Над всеми святыми и великими женами-христианками, как солнце над звездами, возвышается и препрославляется — кто? Мать, держащая Младенца на пречистых и святейших руках Своих. Она, Пречистая, стала честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. В Ее личности естество женское вознесено превыше небес и поставлено одесную престола Божия… Правда, рождение Ею Сына есть недомыслимое, от века утаенное и Ангелом несведомое таинство, его же сказать язык не может; однако как Мать, носившая и питавшая, плакавшая о Сыне Своем по Его человечеству, Она стала высшим идеалом, подражать которому, сознавая всю безмерность расстояния между им и собою, составило сладкую обязанность матери-христианки. Мы видим здесь многих и многих других, которые всю душу, всю жизнь свою истощают всю сокровищницу прекраснейших женственных качеств своих на то, чтобы освятить и прославлять великое имя женщины: мать, воспитательница…»

Материнство и воспитание

«Итак, область женщины, бесконечно возвышающая ее над мужчиной, была и будет — материнство и воспитание. Главнее и возвышеннее всего является женщина, когда склонится она со святой, просвещенной, широко образованной и проникающей в будущее думой своей над постелькой младенца своего и примет на свои руки ласковые первые шаги его воспитания и образования. Ведь ни в каком другом существе в мире, кроме существа женщины-матери, не сосредоточено столько сил и средств, способных облегчить для человека, явившегося в мир, первые страшные минуты встречи его с этим суровым, издревле во вражду ставшим к нему миром. Никто, кроме матери, не имеет в себе таких кротких и вместе могучих сил и средств заставить этот мир встретить нового человека не как врага своего, а как желанного гостя. Обнаженный, беззащитный и беспомощный, словно бурею выброшенный на пустынные пески жизни, лежит родившийся человек, борясь с жизнью и смертью своей. Кто может нежнее матери прикоснуться к слабому телу нового жильца мира? Где найдет он себе пищу, которая была бы так приноровлена к его желудку, как приноровлены к нему вещества, переработанные именно для него в теле матери? Где, кроме объятий матери, найдет он такое живое и животворное тепло в то время, когда самый нежный ветерок знобит его тело и самая воздушная ткань бороздит, как власяница, нежную кожу его? Вот где прямая и высокая дорога женщины; вот ее святой труд, выполняя который она будет недосягаемо высока и прекрасна, как роскошное плодовое дерево, которое и питает, и укрывает, и согревает…»

Образ матери

«Нет ничего выше и привлекательнее симпатичного образа матери! И нет ничего возвышеннее тех дум, какие думает просвещенная мать-христианка над ложем младенца своего! В то время, как отец, утомленный суетами жизненными, крепко спит, запасаясь новой силой для борьбы житейской, она одна, в глубокой тишине ночи, по первому неровному вздоху малютки уже спешит к его младенческому ложу и кормит, и лелеет дитя, и орошает матерней слезою, словно росой небесною, его закрытые очи… Крестным знамением отгоняет она грезу неспокойную, испугавшую дитя… Боже, каким ангелом-хранителем смотрится она в это время!»

Счастье в мелочах

«За то матери первой выпадает на долю сладчайшее счастье видеть обращенную именно к ней первую улыбку невинного младенца, после долгих, неизбежных и ничем неотвратимых слез его. Ей первой приходится слышать свое священное, на всех почти языках одинаковое имя «мама», произносимое чистым, незлобивым, не научившимся еще льстить языком дитя; к ней, как веточки к солнцу, тянутся миловидные рученьки; ей одной больше всего широко и доверчиво смеются милые глазки незабудочки, и часто, пугливо отворачиваясь от реже видимого отца, дитя прижимается к знакомому и милому лицу матери!.. О, какое светлое, райское счастье!»

Женщина в семье

«Есть другое положение женщины, созданное и установленное для нее только христианством и для христианства, и никакой другой религией, никаким другим учением. Благословивши и освятивши женщину как мать, христианство еще более возвысило женщину тем, что сделало ее единой женой единого мужа. Лишивши человечество райского блаженства в Ветхом Завете, женщина призвана снова создать человеку этот рай в Новом Завете. И этим раем, этим новым Эдемом на земле явилась в христианстве добрая семья, отразив­шая в себе только одной, помимо прочего, все величие и высоту этой религии, а вместе в одном только этом пункте и возвысившая женщину до предела ее земной высоты, недоступной для нее нигде и ни при каких других обстоятельствах.

В юности — венчанные победители тела, разделители естественных, законно обузданных, облагороженных и таинственно одухотворенных увлечений и порывов. В зрелости — совместные труженики, каждый в своей бразде, на ниве человеческого благополучия. В старости — идеальнейшие друзья, не могущие и представить себе раздельного существования. Древа укоренившиеся, окруженные новосаждениями, простершие до рек ветви свои и даже до моря отрасли свои — вот христиане-супруги, единственные супруги среди миллиардов разнообразных супружеств во всем мире».

В заключение хочется поздравить дорогих женщин с наступающим Днем матери словами из статьи: «Дай же Бог, дорогие женщины, всем нам с честью, пользой и славой пройти всякое поприще, какое пошлет Господь для счастья и славы земли родной!».

Полосу подготовила Екатерина ЧУГУНОВА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 10 (10), ноябрь 2023 г.