Газета «Балаковские епархиальные ведомости», Статьи

«Пасха — это состояние души»

16 апреля православные христиане отметили самый главный праздник – Пасху Христову, который еще называют «Праздников праздник и Торжество из торжеств». О празднике Светлого Христова Воскресения мы побеседовали с епископом Балаковским и Николаевским Варфоломеем.

— Владыка, что для Вас лично значит Светлое Христово Воскресение? Расскажите о своей Пасхе.

— Пасха — не только главный христианский праздник, но и состояние души, к которому мы все должны стремиться. Яркий пример пасхальной радости — это состояние души великого подвижника нашей Церкви — преподобного Серафима Саровского. Он каждого человека встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!». Стоит отметить, что радость о Хрис­те Воскресшем должна быть проникнута глубоким смыслом. Не может не радовать то, что Бог, сотворивший мир и человека, не оставил нас погибать во тьме греха и страстей, но по Своей любви к нам претерпел страдания и Крестную Смерть. Благодаря этому, все люди получили возможность избежать духовной смерти и страданий. Пасха — символ победы жизни над смертью и торжество добра над злом.

Что касается моего личного переживания Пасхи, то оно, полагаю, как и у каждого христианина, зависит от многих обстоятельств, в первую очередь, твердого желания изменить себя и следовать за Христом. Желание поменяться хорошо описано в романе Льва Толстого «Воскресение». Герой произведения Нехлюдов находится в одной жизненной плоскости, не замечает боль и страдания окружающих, но вдруг конкретный случай вопиющей несправедливости и чтение Евангелия заставляют его по-другому выстраивать отношения с людьми. В христианстве к этому состоянию, которое описывает Лев Николаевич, еще обязательно необходима встреча со Христом, Который и есть истинный путь к внутреннему преображению души. Личные переживания Пасхи каждого христианина, в том числе и мои, это путь — со своими взлетами и падениями, но путь в единственно правильном направлении.

— Помните ли Вы свою первую сознательно и церковно отмеченную Пасху? Какой она была? Какие традиции празднования соблюдались в Вашей семье в детстве?

— Я родился в религиозной семье, поэтому Пасха для нас была естественным праздником. С возрастом я стал более осмысленно относиться к духовной жизни. В детстве мы обычно обращаем внимание на внешнюю атрибутику: праздничный стол, подарки, торжественные богослужения, радостные возгласы «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Однако даже на детском уровне интуитивно можно понять, что пасхальная радость отличается от других радостей. Мое детство пришлось на тот период, когда господствовал атеизм. В школе среди одноклассников были единицы, кто разделял со мной радость Светлого Христова Воскресения. Большая часть людей были неверующими. Помню, чтобы попасть на ночное богослужение, наша семья приходила в храм, расположенный в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, заранее. Все потому, что в 21 час там уже стояли дружинники, которые не пропускали на территорию монастыря родителей с детьми. Поэтому пасхальные праздники того периода были связаны у меня с переживанием легкого чувства исповедничества.

Что касается семейных праздничных традиций, то после участия в бого­служении, которое всегда стояло на первом месте, накрывался праздничный стол, мы принимали гостей или сами посещали родных и близких. Также было принято заниматься благотворительностью и помогать людям.

— Какая Пасха запомнилась Вам больше всего?

— Каждый жизненный этап помог мне глубже осмыслить Пасху. В детстве праздник воспринимался совсем иначе, нежели во время учебы в Московской духовной семинарии. Духовное образование — это основа религиозной и богослужебной жизни. Когда я впервые провел в храме значительную часть служб Великого поста, то получил совершенно другие ощущения от Светлого Христова Воскресения. Больше всего мне запомнилась Пасха в одном из сельских приходов. Тогда я и несколько семинаристов вызвались помочь организовать пасхальное богослужение местному священнику. Нас удивило, что после богослужения был накрыт праздничный стол, который состоял из яиц, творожной пасхи, двух селедок и картошки. Это был 1996 год. Тогда люди жили бедно. В тот момент я понял, что радость, которая возникает в душе, независима от праздничного стола. Главное, что ты присутствовал на богослужении, молился, и тогда уже не так важно, что будет на праздничном столе.

— В чем смысл Пасхи? Почему этот день называют «Праздник праздников и Торжество из торжеств»?

— Этот праздник — вершина домостроительства Божия — Его премудрости и любви. Несмотря на грехопадение Адама и Евы, Господь не оставил человека в его падшем состоянии. Он принимает на Себя человеческую природу, претерпевает страдания и смерть и через это являет нам возможность возвратить то, что было утрачено — рай и райское блаженство. Светлое Христово Воскресение — это яркая картина победы добра над злом и жизни над смертью. В данном ключе нужно рассматривать праздник Пасхи.

— Как нужно правильно праздновать Пасху?

— В слове «праздновать» не должно доминировать светское понимание: праздновать — значит расслабляться и безудержно веселиться. Празднование в хрис­тианском понимании имеет много граней: воспоминания, осмысление, духовный экзамен, воодушевление. Именно на Пасху по внутреннему состоянию человека можно определить, насколько он является хрис­тианином. Если у него в душе присутствует радость и любовь, то он достиг определенного уровня. Когда мы говорим о Пасхе, то должны помнить, что все христианские праздники связаны с богослужением. Символика и текст бого­служения наиболее глубоко раскрывают смысл самого праздника. Важно причаститься Святых Христовых Таин, именно в них мы черпаем духовные силы, укрепляющие нас в добре и любви.

— Откуда пришла традиция освящать на Пасху яйца и куличи?

— Если мы посмотрим на церковную богослужебную жизнь, то заметим, что чины освящения проходят довольно часто. Однако нужно понимать, для чего они совершаются. Основная их цель заключается в том, что Господь через какие­то материальные и видимые посредства подает нам невидимые благодатные силы. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если бы ты был бестелесен, то Бог преподал бы тебе дары Свои непосредственно, но поелику душа наша соединена с телом, то и подаются тебе дары сии в чувственных видах».

У праздника Пасхи есть свои атрибуты. Допустим, кулич — это напоминание об артосе. Яйцо — символ жизни. Главное, чтобы при их освящении человек понимал, для чего это нужно. Однако стоит отметить, что это не самая важная часть праздника. На первом месте стоит богослужение и причащение Святых Христовых Таин. Если человек на Пасху придет в храм только ради освящения яиц и куличей, то это будет подобно получению собранных со стола крошек. Да, польза есть, но незначительная.

— Почему на Пасху в храмах читается «Слово на Пасху» святителя Иоанна Златоуста?

— Известно, что святитель Иоанн Златоуст является одним из выдающихся христианских проповедников. «Слово на Пасху» — самое яркое, краткое и емкое произведение, раскрывающее смысл самого праздника Пасхи и пасхальной радости. Никто лучше него пока не сказал.

— В чем особенность крестного хода, который совершается в пасхальную ночь?

— Многое, что мы видим в христианском богослужении, глубоко символично. Крестный ход — это шествие навстречу чему-то. Как правило, он совершается навстречу солнцу, символизирующему Христа. Крестный ход на Пасху символизирует наше шествие навстречу Воскресшему Христу. Мы совершаем круг и возвращаемся ко входу в храм. Закрытые входные двери храма символизируют запечатанный гроб. После некоторых священнодействий и молитвословий священник возглашает: «Христос воскресе!», поется тропарь, и двери торжественно открываются, символизируя Воскресение Христа и победу над смертью.

— Во время пасхального богослужения священники меняют цвет одежды. Сначала они служат в белом, потом облачаются в красное. Почему главным цветом пасхальной службы считается красный?

— Здесь нужно вспомнить о символике, которая считается неотъемлемой частью христианского богослужения. Служба построена так, чтобы человек принимал в ней участие как умом, так и зрительно. Белая одежда символизирует светлых ангелов. Из Священного Писания мы знаем, что жены-мироносицы, когда подошли ко гробу, то увидели юношу, у которого одежда была бела, как снег. Священники в определенный момент богослужения Великой Субботы, перед чтением пасхального Евангелия, переоблачаются в белые одежды. Я с детства помню этот трогательный момент: перед чтением Евангелия царские врата закрывались, и, наконец, после долгого периода Великого поста диакон и алтарники торжественно выходили для чтения радостного отрывка из Евангелия в белом облачении. Это символический эффект, приближающий нас к пасхальной радости. Красный цвет имеет два символических значения — цвет крови, напоминающий о цене мучений, которые пришлось претерпеть Христу, чтобы даровать нам пасхальную радость, и цвет особого торжества. Именно последнее значение преобладает в тематике пасхального богослужения.

— Что делать, если человек не чувствует пасхальной радости? Как эту радость приобрести?

— Здесь все индивидуально. Возможно, у человека мало веры. Либо он погружен в земные заботы, и его больше радует что-то земное. Однако крайней формой считается, когда человек не хочет принимать Христа и Его учение. Ему ближе путь греха и зла. Естественно, Воскресение Христа его не радует.

В первых двух случаях у человека есть возможность открыть сердце для пасхальной радости. Желательно более глубоко погрузиться в богослужебную жизнь Церкви, особенно в дни Великого поста. Читать чаще Священное Писание и святоотеческую литературу. Помнить, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Чем больше человек будет погружаться в свою душу и в свой внутренний мир, тем больше он почувствует необходимость помощи Христа и радость от встречи с Ним как своим Спасителем. Это и есть пасхальная радость, которая становится естественной в его душе и по своему характеру является полной противоположностью той радости, которую мы часто встречаем в светском обществе. Последняя достигается при помощи внешних факторов: музыки, алкоголя и прочих средств, имеющих временный эффект и не касающихся глубин человеческой души.

— Первая неделя по Пасхе называется Антипасхой. В русской традиции этот день также именуется как «красная горка». В чем смысл этого праздника?

— Красная горка — это название, которое не имеет никакого основания в христианской традиции. Наша история непростая: некогда наши предки были язычниками, и различные языческие традиции глубоко укоренились в сознании тех людей, которые по-настоящему так и не стали христианами. Языческие традиции понятны и просты для человека. Они не требуют глубокого подвига и часто основываются на человеческих страстях, поэтому живучи и хорошо сохраняются в обычной жизни. «Красная горка» — прекрасная иллюстрация подобному явлению: человек верит, что какой-то день является залогом крепости брака, а не собственные силы и стремление быть вместе.

Для нас это обычный воскресный день, в который вспоминается явление Христа апостолу Фоме, не поверившему словам о Его Воскресении. Особо отмечаются в этот день назидательные слова Христа: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Никакой «красной горки» в христианской традиции нет.

В то же время мы понимаем, что Великий пост — большой период, когда таинство Брака в церкви не совершается. И первым днем, в который можно заключить брак, является Фомино воскресение. Поэтому многие, следуя церковной традиции, ждут этот день и совершают бракосочетание. Всегда нужно помнить, что никакой день, час и месяц не определяют дальнейшие отношения в браке. Все в руках самого человека. Именно этой свободой людей и дорожит Бог.

— Поминать усопших принято на Радоницу. Откуда пришло такое название праздника?

— Поминать усопших — это древняя церковная традиция. Однако есть периоды, когда Церковь, заботясь о правильном душевном состоянии человека, исключает поминальные богослужения или переносит их на другое время. Делается это для того, чтобы православные могли полностью погрузиться в тот или иной смысловой контекст церковного года. Великий пост посвящен покаянию и внутреннему труду. Поэтому поминовение усопших в данный период перенесено на субботние дни Четыредесятницы. Также не принято поминать усопших во время Светлой седмицы. Радость о Воскресшем Христе не должна омрачаться тяжелыми воспоминаниями в этот период. Отсюда возникла общепринятая традиция поминать усопших во второй вторник после праздника Пасхи. Хочется донести, что на первом месте в традиции поминовения наших родственников должен стоять храм и лишь потом — посещение кладбища.

— Расскажите об особенностях праздника жен-мироносиц.

— Церковь до и после Пасхи выбирает определенные моменты евангельской истории, которые помогают нашему сознанию глубоко понять значение самого праздника. Мы уже упоминали Фомину неделю, раскрывающую определенный типаж человеческой души, которой необходимы доказательства, основанные на физическом опыте. Жены-мироносицы, память которых совершается во второе воскресенье после Пасхи, — это яркий пример открытого и сердечного принятия Христа. Они, благодаря своему любящему сердцу, неотступно следовали за Христом даже в тяжелейший период Его страданий и Крестной Смерти, когда ученики, будучи объяты страхом, оставили своего Учителя и разбежались.

В тяжелый период атеистических гонений на Церковь эта ситуация повторилась: храм наполняли именно женщины, они сохраняли многие святыни, поддерживали священнослужителей, выполняли храмовые послушания. Верность и любовь женщины проявляется и в семейной жизни. В наше непростое время многие семьи сохраняются и существуют именно благодаря женщинам. Праздник жен­-мироносиц — это торжество женской любви и верности.

Беседовала Анна ВИКУЛОВА

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 3 (3), апрель 2023 г.